Качественная система образования является необходимым элементом в любом государстве. В Российской Федерации представленное явление регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ “Об образовании”. Особенно важные положения этого нормативного акта будут подробно рассмотрены в статье.
Содержание
- 0.1 О чем закон?
- 0.2 Основные принципы закона
- 0.3 Право на образование
- 0.4 О роли государства
- 0.5 О структуре образовательного учреждения
- 0.6 Осуществление образовательной деятельности
- 0.7 О субъектах образовательной системы
- 1 273 закон «Об образовании»
- 2 47 статья закона об образовании
- 3 Закон «Об образовании в РФ»: последняя редакция
О чем закон?
Что регулирует Федеральный закон 273-ФЗ “Об образовании”? Согласно статье 1, это социальные отношения в области образования. Сюда входит реализация права на учебно-воспитательные процессы, качественное обеспечение свобод, интересов и прав человека и гражданина, создание условий для реализации прав на образование и т.д.
Представленный нормативный акт регулирует основы организационного, правового и экономического характера, некоторые принципы реализации государственной политики в России, общие правила функционирования образовательной системы и многое другое.
Благодаря закону четко могут быть четко определены правовые статусы участников образовательной сферы.
Что, согласно нормативному акту, является образованием? Закон говорит о целенаправленном и едином процессе обучающе-воспитательного характера, который является социально значимым благом, осуществляемым в интересах российских граждан. Воспитание является частью образования. Согласно закону, воспитанием именуется деятельность по формированию и развитию личности. Обучение же является целенаправленным процессом по наделению человека знаниями, навыками и умениями.
Основные принципы закона
В статье 3 № 273-ФЗ “Об образовании” закреплены основные принципы, на которых базируется учебно-воспитательная сфера в Российской Федерации. Помимо классических принципов законности, гуманности и направленности на защиту прав и свобод человека и гражданина, здесь стоит назвать:
- приоритетность образовательных процессов;
- обеспечение права каждого гражданина на образование;
- единство и целостность образовательного процесса в России;
- светскость;
- автономность образовательных организаций, но, в то же время, их информационную открытость и публичность;
- недопустимость устранения или ограничения конкуренции в представленной сфере и т.д.
О праве каждого человека на реализацию образовательных процессов в России стоит чуть более подробно рассказать далее.
Право на образование
В статье 5 № 273-ФЗ “Об образовании” приведены основные гарантии реализации права на образование каждого российского гражданина.
Так, подобное право предоставляется всем без исключения – независимо от языка, пола, происхождения, социальных убеждений, отношения к религии и т.д.
В России должна гарантироваться бесплатность и общедоступность образования – как дошкольного, так и начального общего, среднего, профессионального, высшего и т.д.
Государственные российские органы призваны обеспечивать качественную реализацию права на образование.
Подобное обеспечение возможно лишь путем социально-экономической поддержки, своевременного удовлетворения соответствующих потребностей человека, проведения качественных реформ и т.д.
Как государственные органы федерального или регионального типа, так и инстанции местного самоуправления обязаны всячески содействовать гражданам в представленной области.
О роли государства
О полномочиях государственных органов в образовательной области стоит рассказать чуть подробнее. Согласно статье 6 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, федеральные инстанции исполнительной ветви власти обязаны:
- заниматься разработкой и качественной реализацией государственной политики в области образования;
- организовывать дополнительное образование профессионального типа;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать федеральные государственные инстанции образовательного характера;
- заниматься лицензированием деятельности образовательного характера;
- осуществлять качественные контрольно-надзорные функции в представленной сфере;
- осуществлять иные полномочия, установленные в 273-ФЗ “Об образовании”.
Согласно статье 72 российской Конституции, деятельность в области образования находится в ведении как региональных, так и федеральных властей, то есть носит совместный характер. Именно поэтому в Законе № 273-ФЗ “Об образовании” функции государственных органов также разделены.
Так, если в ведении федерации находится составление всей государственной образовательной программы, наделение особо крупных учреждений лицензиями, финансирование образовательных организаций и т.д.
, то в ведении регионов имеются функции не столь масштабные – например, создание условий для присмотра за детьми, создание или ликвидация региональных учреждений образовательного характера, организация дополнительного обучения и многое другое.
О структуре образовательного учреждения
В статье 10 Закона Российской Федерации № 273-ФЗ “Об образовании” предоставляется подробная характеристика всей образовательной структуры России. Вот что включает в себя эта структура:
- федеральные стандарты и требования, от которых ни в коем случае нельзя отступать;
- организации, в основные функции которых входит учебно-воспитательная деятельность;
- федеральные и региональные органы государственной власти;
- организации, оценивающие качество образовательных услуг;
- различные объединения юридических лиц, реализующих деятельность в учебно-воспитательной сфере.
В России на сегодняшний день установлена следующая система общего образования:
- дошкольный уровень;
- начальный уровень;
- основный общий уровень;
- средний общий уровень.
Высшее образование делится на бакалавриат, специалитет и магистратуру.
Осуществление образовательной деятельности
В главе 3 № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” говорится о реализации образовательной деятельности в России. Подобного рода деятельность должна осуществляться специальными организациями, имеющими лицензию на осуществление учебно-воспитательных функций. Любые организации, осуществляющие обучение, должны нести ответственность как за своих сотрудников, так и за обучающихся лиц.
Любая образовательная организация должна иметь некоммерческий характер. В представленной сфере должны строго соблюдаться нормы о свободе совести, вероисповедания, мировоззрения и т.д. В зависимости от того, кем именно создана организация, она может носить частный, региональный или государственный характер.
О субъектах образовательной системы
Кто, согласно главам 4 и 5 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, входит в общее число субъектов образовательной системы? Здесь стоит назвать самих обучающихся – школьников, дошкольников, студентов или аспирантов, а также их законных представителей (родителей или опекунов). Педагогические работники, а именно учителя и преподаватели, также являются субъектами представленной системы. Все работники образовательных организаций должны быть аттестованы и лицензированы на осуществление своей профессиональной деятельности.
Источник: https://FB.ru/article/333234/federalnyiy-zakon--fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii
273 закон «Об образовании»
Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.
Описание закона
ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.
Структура правового акта:
- Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
- Полномочия обучающихся лиц;
- В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
- Характерные особенности системы образования;
- Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
- Контролирование образовательных инстанций;
- Коммерческие отношения в обучающей системе;
- Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
- Финальные положения законодательства.
Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.
Последняя редакция ФЗ «Об образовании»
В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:
- Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
- Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
- Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
- Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
- Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).
Ознакомьтесь Закон о видеосъемке в общественных местах
Статья 2
Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.
В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.
Статья 3
В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.
Некоторые из них:
- Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
- Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
- Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.
Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.
Статья 9
9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.
Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.
Статья 11
Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.
Они обеспечивают следующее:
- Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
- Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
- Гарантию качества образовательной системы.
В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.
Статья 12
В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
Изменений текущая статья не претерпела.
Бесплатное образование в РФ
3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.
Скачать
Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.
Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно скачать действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.
Источник: https://210fz.ru/273-zakon-ob-obrazovanii/
47 статья закона об образовании
1.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Федеральный закон РФ — Об образовании в Российской Федерации, N 273-ФЗ, ст 47
1.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
, Закон РФ Об образовании, Статья 50
3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. 4.
Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
1.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
1.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации. 2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Анализ федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
Проанализируйте выдержки из Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
Объясните, что означают требования закона для Вашей школы и Вас, как учителя начальных классов определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; Это означает, что я, как, учитель, вправе выбрать тот УМК, который определило образовательное учреждение (в настоящее время их в нашей школе – три).
1.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Источник: http://juridicheskii.ru/47-statja-zakona-ob-obrazovanii-38415/
Закон «Об образовании в РФ»: последняя редакция
В 21 веке значение образования существенно увеличивается, оно является фактором развития человека и общества в целом. Его роль отражена в Федеральном законе «Об образовании» (273-ФЗ).
Указанный документ представляет политику РФ в области образовательной деятельности.
В данной статье рассмотрены последние поправки, внесенные в 273-ФЗ, представлены основные требования, предъявляемые к учителям, и права обучающихся.
Суть закона
Федеральный закон «Об образовании в РФ» был принят в конце декабря 2012 года. Он включает 15 глав и 111 статей, в которых содержатся следующие положения:
- основные теоретические составляющие — понятия, важнейшие принципы образования, полномочия различных уровневых структур по решению вопросов организации политики в сфере образования;
- система российского образования — стандарты качества обучения и программы, учебные ресурсы, возможные формы обучения и т. д.;
- вопросы, касающиеся регулирования деятельности лиц, которые оказывают услуги в сфере образования;
- права и обязательства обучающихся и их родителей, в том числе стипендиальное обеспечение, медицинская и психологическая помощь, питание и ряд других важных моментов;
- виды образования — общее, среднее, профессиональное и т. д.;
- регламентация со стороны государства деятельности в сфере образования;
- права и обязанности педагогов и много других значимых для сферы образования России положений.
Отдельно стоит отметить принципы образования, указанные в положениях 273-ФЗ. К ним относятся такие, как:
- единство образовательного пространства на территории России;
- образование признается приоритетной деятельностью, установлен свободный выбор приобретения образования (на основе собственных предпочтений);
- неукоснительное соблюдение прав учащихся, учителей и родителей;
- самостоятельность образовательных учреждений и т. д.
Другие принципы закреплены в статье третьей 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Скачать ФЗ в действующей редакции можно по ссылке.
Последние изменения
С начала 2018 года в 273-ФЗ два раза вносились поправки — в феврале и марте. Рассмотрим их подробнее:
- в статью 59, касающуюся ГИА (государственной итоговой аттестации обучающихся), нормативного правового акта внесено дополнение, согласно которому органы исполнительной власти РФ помимо определения формы и порядка проведения экзамена также точно устанавливают сроки проведения аттестации и продолжительность каждого из экзаменов — часть 5 статьи 59 273-ФЗ;
- глава 12 пополнилась еще одной статьей, в которой указывается, что вся информация по доступным мерам социальной поддержки и всевозможных гарантий для обучающихся, преподавателей и иных работников образовательных организаций должна вноситься в Единую государственную информационную систему соцобеспечения — статья 98.1 ФЗ «Об образовании в РФ».
273-ФЗ в новой редакции начал свое действие с 7 марта 2018 года.
Требования к учителям
Статья 48 ФЗ «Об образовании в РФ» закрепила обязанности педагогических работников образовательных учреждений. Среди стандартных требований упоминаются — уважение к обучающимся, соблюдение профессиональной этики, норм нравственности, правил этики и правовых основ.
Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!
Кроме того, отмечается требование к высокому профессиональному уровню при преподавании предметов, способствующему предоставлению информации по всей необходимой программе обучения. Причем преподавание должно строиться на качественных формах и методах обучения, учитывающих различные особенности обучающихся — здоровье, психофизическое развитие.
273-ФЗ указывает, что педагогический работник должен постоянно повышать качество своего преподавания, уровень компетенций следующими способами:
- систематическое повышение уровня профессиональных знаний;
- прохождение аттестации;
- обучение технике охраны труда и последующая проверка знаний.
Эти и другие требования к учителям, установленные 273-ФЗ, направлены на обеспечение прав и интересов обучающихся образовательных учреждений.
Права обучающихся
273-ФЗ «Об образовании в РФ» содержит большой блок прав обучающихся. Важным пунктом является упор на возможность получения образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями. Так, для данной категории в 273-ФЗ закреплена возможность получения образования с учетом всех психологических и физических особенностей здоровья вплоть до получения дополнительной помощи и коррекции.
Особый интерес представляют следующие положения ФЗ:
- о возможности обучения по индивидуально разработанному плану;
- выбор дополнительных предметов и образовательных курсов помимо основных;
- получение отсрочки от военной службы в связи с обучением в образовательном учреждении;
- право использовать библиотечные ресурсы, научную базу образовательного учреждения на бесплатной основе;
- развитие творческого потенциала и достижение спортивных успехов посредством принятия участия в соответствующих мероприятиях, проводимых школой, вузом и т. д.;
- право на академический отпуск и каникулы;
- возможность перевода на бесплатное обучение в случае учебы на коммерции;
- защита своих нарушенных прав в суде и т. д.
Права, представленные в 273-ФЗ «Об образовании в РФ», направлены на всестороннее развитие личности посредством обучения, вне зависимости от его физических способностей, а также на формирование самостоятельности обучающихся, возможности определить сферу своих интересов и способы достижения результата, используя все положенные по закону ресурсы. К тому же в России преобладает получение бесплатного образования, что дает еще больше шансов на самореализацию и раскрытие своего потенциала.
Таким образом, 273-ФЗ «Об образовании в РФ» — важнейший нормативный правовой акт, рассматривающий общественные отношения в сфере образовательной деятельности. Последние изменения в ФЗ были внесены в начале 2018 года, они касаются организации ГИА и предоставления информации по различным гарантиям.
Отдельная статья 273-ФЗ содержит обязанности преподавателей образовательных учреждений. Законом четко определен блок всевозможных прав обучающихся, который является своеобразным гарантом качественного всестороннего развития и профессионального самоопределения личности при условии их соблюдения.
Задать вопрос юристу
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!
Источник: http://pfgfx.ru/pravo/zakon-ob-obrazovanii.html