Юридические органы международных организаций рассматривают споры между

Следует разграничить такие понятие, как международный спор и международная ситуация:

  • Международная ситуация– состояние напряженности между двумя или несколькими государствами. (Ситуация шире спора);
  • Международный спор – противоречие между несколькими государствами по вопросу факта или права.

Практическое значение такого разграничения состоит в процессе их рассмотрения в СБ ООН. При рассмотрении спора стороны должны воздержаться от ания, при рассмотрении ситуации воздержание от ания не требуется.

  • Непосредственные переговоры;
  • Добрые услуги и посредничество;
  • Следственные и согласительные комиссии;
  • Решение споров судом;
  • Решение спора в международной организации.

Непосредственные переговоры – установление непосредственного контакта между спорящими государствами для разрешения международного спора

Виды непосредственных переговоров:

  • По количеству участников – двусторонние или многосторонние;
  • По субъектам ведения переговоров – правительство, главы государств, уполномоченные лица;
  • По форме проведения – письменные и устные;
  • По характеру рассматриваемых вопросов – экономические, социальные, политические и т.д.
  • Консультации – разновидность непосредственных переговоров, целью которых является предупреждение возникновения международных споров. Консультации чаще всего проводятся в соответствии с ранее заключенным соглашением.

Добрые услуги и посредничество

Когда возникает спорная ситуация между государствами, не имеющими между собой официальных отношений, то спорящие государства могут обратиться к третьим государствам с просьбой оказать помощь в виде добрых услуг или посредничества. Либо третьи государства сами могут предложить оказать добрые услуги.

Добрые услуги – имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами.

Посредничество – имеет своей целью установление прямых контактов между конфликтующими государствами, при этом степень участия третьего государства более высока чем при добрых услугах.

Третье государство вносит различные предложения по урегулированию ситуации или спора. При этом предложения посредника не являются обязательными. Стороны сами принимают решение прислушиваться или нет к советам третьего государства.

Также посредник не может оказывать помощь одной стороне в ущерб другой.

Международные следственные и согласительные комиссии

Комиссии создаются на основе особо соглашения между государствами

Следственные комиссии – комиссии, имеющие своей задачей точное установление фактов связанных со. спором

Согласительные комиссии – помимо установления точных фактов спора, имеют своей задачей внесение предложений для урегулирования спора.

Комиссии не решают спор, а лишь помогают его решить конфликтующим государствам.

Международная судебная процедура. Ее место и роль в системе мирных способов разрешения международных споров

Судебная процедура для разрешения международных споров чаще всего проводится в 2 органах:

Международный арбитраж (третейский суд) – разбирательство конкретного спора третьей стороной (арбитром). Это временный судебный орган, который образуется с согласия обеих сторон. Решения третейского суда обязательны!

Существует постоянная палата третейского суда, которая помогает государствам создавать третейские суды. В палату третейского суда входят по 4 представителя от каждого государства, участника конвенции об образовании данной палаты.

Практика показывает, что третейские суды прежде всего разбирают споры юридического характера между государствами.

Международный суд – главный судебный орган ООН.

На него возложено 2 функции:

  • Разрешение юридических споров
  • Вынесение консультативных заключений.

Суд состоит из 15 судей. Официальными языками являются английский и французский.
Субъектами спора могут быть только суверенные государства. Суд не может рассматривать споры, субъектами которых является международные организации и частные лица.

Для рассмотрения дела судом все государства, участвующие в споре, должны выразить согласие на рассмотрение дела судом.

Сделать это они могут следующими способами:

  • Специальное соглашение;
  • Статья в договоре;
  • Одностороннее заявление.

Источник: https://okrainaruneta.ru/mezhdunarodnyj-spor-klassifikaciya-sporov/

Международный спор

Международный спор — это сформулированное расхождение во мнениях субъектов международного права в отношении фактов, права или политики, при котором требование или заявление одной стороны встречается с возражением, встречным требованием или отвергается другой стороной.

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

  • субъектный состав участников спора: государства, международные межправительственные организации;
  • разногласие должно быть конкретизировано, т.е. оно должно иметь вполне определенное содержание;
  • разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора.

Таким образом, «международный спор» – это не просто общие состояние взаимной неприязни или враждебности между государствами.

Две нации могут испытывать антипатию по отношению друг к другу, но при этом не иметь каких-либо конкретных разногласий; и наоборот, два государства могут быть в дружеских отношениях, но в то же между ними могут возникать разногласия по отдельным вопросам.

Более того, «международный спор» означает нечто большее, чем ситуация, в которой одна нация испытывает чувство обиды или гнева по отношению к другой; до тех пор, пока это чувство обиды не будет сформулировано в виде конкретного требования, которому противопоставляется требование другой стороны, между ними «спора» не возникает.

Международные споры являлись и являются неизбежным элементом международных отношений во все времена.

Как бы ни старалось международное сообщество искоренить самые истоки конфликтов, конфликты и споры будут возникать снова и снова.

В этих условиях становится актуальным развитие и совершенствование механизмов и процедур, призванных на основе международного права предотвращать и разрешать споры.

Классификация и виды международных споров

Классификация международных споров может производится по различным основаниям:

  • по характеру спора: юридические или политические;
  • по объекту или предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;
  • по степени опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие международному миру и безопасности;
  • по географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;
  • по числу субъектов: двусторонние или многосторонние;
  • по видам субъектов: споры между государствами или споры с участием международных организаций;
  • по уровню представительства сторон: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

Деление споров на политические и юридические относительно.

Международное право представляет собой целостную систему, поэтому трудно утверждать, что те или иные виды споров по существу выходят за рамки компетенции суда или арбитража даже в том случае, когда стороны выразили свое согласие на судебное разбирательство.

Действительно, Международный суд ООН никогда не отказывался решать споры, ссылаясь на то, что они «политические», а не «правовые»; более того, подобное решение Суда привело бы к тому, что пришлось отклонить большое число дел, так как большинство международных споров имеют политическую окраску.

Международный спор и спорная ситуация

Спорная ситуация представляет собой столкновение интересов государств, не сопровождающееся взаимным предъявлением явных претензий, но порождающее напряженность в отношениях между ними.

Спорная ситуация понятие более широкое чем международный спор. Общее между ними – существование столкновения интересов государств. Однако в отличие от ситуации международный спор характеризуется наличием в отношениях государств четко сформулированных, взаимно предъявляемых претензий в отношении одного и того же предмета спора.

В основе любого спора лежит спорная ситуация, но не каждая ситуация перерастает в спор. Спорная ситуация появляется до возникновения спора и может продолжаться после его урегулирования.

Различие между спором и ситуацией также имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от ания, а при рассмотрении ситуации — не обязан.

В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст.

36), а также условия разрешения спора (ст. 37).

Международный спор и международный конфликт

Международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основным признаком спорной ситуации является наличие разногласия (взаимонесовместимых, взаимоисключающих целей и интересов); международного спора — наличие претензии одной стороны спора, отвергнутой другой. Признаком конфликта также является наличие разногласия, сопровождающегося резким обострением отношений между сторонами. Обострение ситуации обычно проявляется в поведении сторон конфликта.

Конфликт не является обязательным спутником международного спора или спорной ситуации. Спорная ситуация, как и международный спор, могут протекать без нагнетания международной обстановки, без крайнего обострения разногласий, хотя эскалация отношений может произойти в любой момент.

Спорная ситуация перерастает в международный спор, когда стороны сформулируют свои претензии и предъявят их друг другу (или одна сторона другой) и претензии будут взаимно отвергнуты (или одной из сторон).

Ни предъявление претензий, ни их отклонение еще не порождает конфликта.

Если стороны не склонны доводить обострение отношений до предела, разногласия могут быть урегулированы в рамках конструктивного сотрудничества.

Международный спор переходит в стадию международного конфликта, когда одна из сторон (или обе) осознают наличие непосредственной опасности для важных для себя интересов. Собственно конфликт начинается с момента первого столкновения сторон. Такое столкновение не обязательно проходит с использованием вооруженной силы.

Оно может сопровождаться устными угрозами, демаршами, ультиматумами, введением санкций и другими неконструктивными способами разрешения проблемы, когда разногласия между сторонами обостряются до предельного. Именно такого рода международные споры можно назвать международными невооруженными конфликтами.

Если для его разрешения применяются вооруженные силы, то спор становится вооруженным конфликтом.

Принцип мирного разрешения международных споров

Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Лишь с началом XX в. стал развиваться процесс формирования принципа мирного разрешения международных споров.

В 1907 г. была принята Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. Однако приоритет мирных средств решения споров в данной Конвенции не устанавливался в качестве императивной нормы: государствам предлагалось всего лишь «прилагать усилия», да и то «по возможности».

Устав Лиги Наций, принятый в 1918 г., налагал на государств-членов этой организации более жесткие обязательства: не начинать войну, пока не пройдет три месяца со дня принятия решения относительно определенного спора международным арбитражем, судом или Советом Лиги Наций. В 1920 впервые был создан всемирный судебный орган – Постоянная палата международного правосудия.

Первым в истории международного права документом, предусматривавшим запрещение применения силы при разрешении международных споров, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога).

Принцип мирного разрешения международных споров окончательно оформился лишь в 1945 г. с принятием Устава ООН, ст. 2 которого устанавливает, что государства должны разрешать свои споры мирными средствами и только мирные средства являются единственно правомерными.

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров является общепризнанной императивной нормой (jus cogens) международного права, в соответствии с которой «споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Конкретные средства мирного урегулирования международных споров государства выбирают по обоюдному согласию в соответствии с обстоятельствами и характером спора.

В том случае, если спорящие государства не могут урегулировать свой спор при помощи одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Средства мирного разрешения международных споров

Наиболее распространенные и общепризнанные средства мирного разрешения международных споров перечислены в статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Можно выделить дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров, характеризующиеся тем, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон, за которыми остается принятие окончательного решения; и судебные средства, отличающиеся тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением, а сами стороны ограниченны в возможности влиять на процесс рассмотрения спора. На практике различие между этими методами скорее теоретическое, нежели реальное: конкретный процесс урегулирования может сочетать элементы различных методов.

Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров

Переговоры — это процесс обсуждения и согласования позиций сторон, направленный на достижение взаимоприемлемого решения спорных вопросов.

Переговоры, как правило, являются основным элементом любого процесса урегулирования разногласий: использование других методов, включая судебное разбирательство, обычно предваряется, сопровождается и организуется в рамках какого-либо переговорного процесса.

Выбирая данную технику, стороны сохраняют максимальный контроль как над процессом урегулирования спора, так и над его результатом. Несомненно, переговоры являются наиболее доступным, гибким и эффективным средством мирного разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество — это способы мирного решения международных споров, в которых государства, неспособные самостоятельно наладить между собой необходимые контакты, обращаются с просьбой к третьей нейтральной стороне или принимают ее предложение о содействии в проведении переговоров.

В случае добрых услуг роль третьей стороны обычно сводится к простому привлечению спорящих сторон к прямым переговорам и помощи в их проведении.

В случае посредничества посредник принимает более активное участие в переговорах: поддерживает конструктивный характер общения, ищет возможности для компромисса, вносит предложения от своего имени, помогает выработать и сформулировать параметры будущего соглашения.

Обследование (установление фактов) и примирение — это методы мирного урегулирования международных споров, которые применяются в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору.

Для осуществления процедуры обследования или примирения создается международная следственная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон, иногда возглавляемая представителем третьего государства или международной организации.

При обследовании работа следственной комиссии ограничиваться лишь установлением фактов, в то время как примирение кроме выяснения фактических обстоятельств, предполагает выработку конкретных рекомендаций сторонам спора.

За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Судебные средства разрешения международных споров

Арбитражное разбирательство — это передача спора на рассмотрение третьей стороне (арбитру). Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно.

Спорящие стороны сами определяют все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право.

Хотя решение арбитража, как правило, является юридически обязательным, стороны могут договориться, что оно будет иметь лишь рекомендательный характер.

Судебное разбирательство — это передача спора на рассмотрение в Международный Суд или другой постоянно действующий судебный орган, призванный решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.

Как и в случае арбитражного разбирательства, если учредительные документы суда позволяют, стороны могут договориться не о юридически обязательном решении, а о консультативном или экспертном заключении, либо о декларативном суждении, определяющим принципы, которыми стороны должны руководствоваться при разрешении своего спора.

Урегулирование споров международными организациями

В отдельных случаях стороны могут обратиться к ООН, или к другой международной или региональной организации за содействием в разрешении их спора; либо ООН или другая международная организация может по собственной инициативе вмешаться в спор между государствами с целью его мирного урегулирования.

Иногда вмешательство международной организации может запросить третья сторона. Такое содействие может, в частности, осуществляться в форме добрых услуг, посредничества, обследования или примирения.

Права и обязанности сторон международного спора и полномочия организации регламентируются в уставах и других учредительных актах соответствующих организаций, впоследствии уточняются и развиваются на основе их практики.

Источник: http://interlaws.ru/mezhdunarodnyj-spor/