Статья ук рф угон воздушного судна

Статья 211 УК РФ: угон воздушного или водного траснпорта

Статья ук рф угон воздушного судна

Свыше 150 лет человечество использует средства передвижения по земле, воде и воздуху. Однако собственнику такого транспорта уместно позаботиться о безопасности своего средства передвижения – тут не исключается порча подвижного состава или угон воздушного судна. УК РФ предполагает в подобных ситуациях строгие меры к преступникам. Узнаем, что говорит в этих случаях законодательство.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Трактовка юридических предписаний

Захват водного транспорта, самолета либо угон железнодорожного подвижного состава отличается типичными признаками, характерными для таких преступлений.

В первом случае юристы говорят об объекте нарушения – здесь уместно упомянуть о повышенной опасности для здоровья и жизни пассажиров, находящихся на борту.

Вторая особенность – незначимость причин и мотивов нарушителя для следствия.

Угон водных, воздушных или железнодорожных транспортных средств предполагает опасность для жизни других людей

Что касается нормативов законодательства, таким деяниям посвящена статья 211 УК.

Здесь содержится перечень мер, которые применяются в подобных обстоятельствах. Если рассматривать терминологию, под угоном понимают незаконное завладение транспортом во время простоя или движения.

Причем в этой ситуации не играет роли – преступник действует с применением силы или же нарушение происходит без насилия.

Важно! Рассматриваемое деяние предполагает наличие умысла нарушителя. Такие прецеденты исключают незнание или бездействие виновника происшедшего.

Под определение воздушного или водного транспорта попадают приспособления, предназначенные для транспортировки людей и груза. Причем такие аппараты приводятся в движение посредством работы двигателя.

Примером подобных ТС выступают пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты, теплоходы и яхты, поезда и электрички. Теперь, разобравшись с базовой терминологией, перейдем к обсуждению темы подробнее.

Предмет и состав

Поскольку подобные деяния, в отличие от угонов авто – редкость, здесь целесообразно изучить виды и квалифицирующие признаки этих правонарушений. Такие преступления совершаются в одиночку либо группой лиц. Причем последствием поступка преступника в отдельных ситуациях становится смерть человека. Этот момент считается отягчающим обстоятельством в суде.

Кроме того, фактором, который грозит ужесточением наказания, тут становится терроризм. Здесь преступник действует с применением оружия. Хотя подобная вероятность не исключена и в стандартной трактовке таких нарушений.

Захват заложников становится отягчающим обстоятельством при вынесении вердикта в суде

Что касается мотивов виновника произошедшего, тут юристы говорят об умышленных действиях и четком планировании преступления. Для достижения цели нарушитель причиняет вред окружающим лицам или использует угрозу применения такого насилия.

Внимание! В указанных ситуациях преступники руководствуются корыстными мотивами.

Предметом же этого преступления выступают подвижные транспортные средства рассматриваемой категории.

Целью нарушителя здесь становится незаконная установка контроля над подобной техникой для удовлетворения личных амбиций или обогащения.

Однако в подобных обстоятельствах вероятны ситуации, когда опасного для жизни других людей эпизода нет. Это происходит при угоне ТС, на которых нет пассажиров и экипажа.

Следственные действия

Когда речь идет о расследовании рассматриваемого преступления, правовые нормы говорят о двух таких ситуациях:

  1. Фиксация факта нарушения. Здесь потерпевший подает заявление о пропаже транспорта. Однако в подобных обстоятельствах местонахождение состава неизвестно.
  2. Задержание преступника. В таких случаях уголовное дело возбуждается после поимки нарушителя, совершившего незаконное деяние.

Первым шагом следственной бригады становится изучение места происшествия. В обеих ситуациях проводится опрос потерпевшего лица – владельца судна – и вероятных свидетелей хищения.

Такие действия требуются для планирования дальнейших действий по поимке преступника или сборе необходимых для суда доказательств. Если же обвиняемое лицо уже задержано, работники правоохранительных структур опрашивают и этого человека.

Стороны дела

Для квалификации правонарушения юриспруденция руководствуется специфическими признаками. Здесь определяется субъективная сторона преступления, объект и предмет нарушения.

Формально такие деяния признаются незаконными с момента запуска злоумышленником двигателя. Субъективным критерием здесь считается умысел нарушителя, планировавшего захват ТС. Причем цель таких действий не играет роли для следствия.

Субъектом преступления выступает гражданин, который посягнул на общественный порядок. В таких обстоятельствах призвать к ответу удастся лиц, которым на момент фиксации нарушения исполнилось 16 лет.

Объектом правонарушения становится вероятная опасность для общества. Что касается объективной стороны дела, здесь говорится о действиях обвиняемого лица – факте угона подвижного состава.

Важно! Отличие таких деяний от грабежей или иных смежных правонарушений проводится по изучению объекта и объективной черты преступления.

Квалификация

При выяснении признаков таких нарушений следователи руководствуются тремя следующими критериями:

  1. Действия преступной группы. Подобный момент указывает, что преступными мотивами для достижения поставленных целей руководствовались несколько людей. Такой признак увеличивает шансы следствия при доказательстве вины нарушителей и требования в суде жестких санкций к этим гражданам.
  2. Насилие. Если во время завладения судном преступник применял подобные методы к людям, находящимся на борту, такие действия ужесточают ответственность. Этот нюанс указывает на умышленное создание опасности для жизни пассажиров и команды транспорта. Кроме того, тут рассматривается и экономический аспект – вероятная финансовая выгода преступника.
  3. Использование оружия. В обстоятельствах угрозы или применения таких методов создается реальная опасность для социума. Здесь уместно квалифицировать такие нарушения уже как покушение на убийство. Причем при незаконном захвате борта граждане подвергаются моральному давлению. Этот момент косвенно указывает и на терроризм.

Конкретные признаки таких деяний определяются произошедшей ситуацией. Тут во внимание берутся все детали дела, которые указывают на отличительные особенности преступления.

Меры воздействия

Перейдем к обсуждению наказаний, которые предусматриваются Уголовным Кодексом в этих обстоятельствах.

Здесь законодательство, учитывая вероятную опасность и тяжесть такого правонарушения, предусматривает тюремное заключение виновника.

Причем дополнительной санкцией в подобных случаях становится арест, предполагающий ограничение свободы этого лица. Тяжесть наказания определяется обстоятельствами преступления.

Такие преступления предусматривают тюремное заключение виновников

Угон или захват с судна с указанными целями без необратимых последствий одним нарушителем чреват тюрьмой на 4–8 лет.

Кроме того, к преступнику тут применяется ограничение свободы на срок до года. Если преступление совершалось организованной группой либо с применением насилия или оружия, наказание ужесточается.

В этом случае тюремное заключение продлевается до 7–12 лет, а арест – до 2.

Внимание! Последствия нарушения, повлекшие смерть граждан наказываются лишением свободы на период 8 – 15 лет с вероятным арестом с одного года до двух.

Наиболее жесткие санкции законодательство предполагает для сочетания описанных выше ситуаций. В таких ситуациях рассматривается покушение на теракт, а наказание продлевается.

Доказанная вина грозит преступнику тюрьмой на 15–20 лет. В особых случаях суд выносит вердикт о пожизненном заключении виновников.

Такие меры объясняются тяжестью результатов правонарушения и нанесенному обществу ущербу.

Вероятный исход

Назначение минимальной либо максимальной меры наказания определяется комплексом обстоятельств, которые характеризуют преступление. Начнем с перечня критериев, которые смягчают вину преступника. Эти положения содержатся в 61 статье Уголовного Кодекса.

Среди типичных аспектов, встречающихся в судебной практике таких дел, перечислим явку с повинной, признание преступником вины и давление на обвиняемого извне.

Кроме того, тут не исключено смягчение приговора из-за добровольной компенсации ущерба пострадавшему лицу либо первого зафиксированного факта нарушения законодательства.

Однако законодательство предполагает и смягчение наказания при соблюдении условий ст. 61

Что касается отягчающих факторов правонарушения, здесь уместно руководствоваться уже положениями ст. 63. Типичными критериями ужесточения санкций тут становятся рецидив нарушения, действия преступной группы либо тяжкий исход.

Важно! Религиозная, национальная либо расовая нетерпимость, которая послужила причиной преступления – аспект, который работает не в пользу виновника.

Применение оружия тоже относится к обстоятельствам, которые ужесточают ответственность перед законом. Здесь же суд учитывает возраст и социальное положение пострадавших людей.

Причинение вреда детям или беременным грозит нарушителю увеличением в сторону максимальной меры наказания. Кроме того, отдельной темой тут рассматривается и вероятные террористические цели обвиняемого гражданина.

Заключение

Рассматриваемая категория преступлений – редкость в пределах страны. Причем судебная практика таких дел говорит о противоречивых решениях в подобных обстоятельствах.

Примером такой ситуации служит оправдательный вердикт по статье 211 преступнику, который под воздействием алкоголя пытался угнать прогулочный катер и сел на мель. Однако здесь суд назначил наказание обвиняемому по иным статьям УК.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/krazha/otvetstvennost-statja-211-uk-rf.html

Угон воздушного судна

Статья ук рф угон воздушного судна

Угон любого вида транспорта – воздушного, водного, железнодорожного представляет общественную опасность.

Причины этого в нарушении правил эксплуатации подобного вида транспорта, что существенно увеличивает угрозу жизни и здоровья людей и может привести к катастрофе с большим количеством жертв.

Подобные преступления имеют ряд особенностей в области состава преступления и уголовно-правовых характеристик.

Назначаемая ответственность

Статья 211 УК РФ включает в себя все нормы, ответственность и возможное наказание при осуществлении захвата или угона транспорта для доставки пассажиров:

  • Угон воздушного судна или водного транспорта организованный и осуществленный одним человеком предусматривает заключение под стражу на срок от 4 до 8 лет. Дополнительно может быть назначено ограничение свободы на период 12 месяцев.
  • Совершение подобного деяния группой лиц с использованием оружия и применение насильственных действий, предусматривает минимальный срок наказания 7 лет, максимальный 12 лет. Ограничения свободы достигает два года.
  • Если в результате выше перечисленных преступлений произошла смерть человека, предусмотрено наказание в пределах 8-15 лет, с ограничением свободы от одного до двух лет.
  • Если угон воздушного судна и водного транспорта был связан с террористической деятельностью, продолжительность заключения под стражей начинается с 15 лет, а при определенных обстоятельствах, назначается высшая мера наказания.

Пример судебной практики

  1. Служащий вооруженных сил совершил несколько незаконных деяний. Чтобы избежать по ним наказания, он решил переправиться через реку на принадлежащем воинской части катере. После пересечения реки, его задержал военный патруль.

    Злоумышленник полностью признал свою вину и получил наказание на срок 4 года, без дополнительного ограничения, по статье 211 УК РФ.

  2. В состоянии сильного алкогольного опьянения, мужчина предпринял попытку угнать буксирный катер.

    Проникнув на борт судна, он отвязал его и попытался завести двигатель, но из-за отсутствия необходимых навыков сделать это не получилось. Водным течением катер отнесло на мель, где он и остановился. Злоумышленник полностью признал свою вину.

    В ходе рассмотрения материалов дела в суде не было выявлено действий попадающих под статью 211 УК РФ. Причина в отсутствии факта завладения водным транспортом. Мужчину осудили по другим статьям Уголовного Кодекса.

Характеристика злодеяния

Отличительной особенностью преступлений попадающих по статью 211 УК РФ, является его предмет. Угон воздушного судна происходит достаточно редко, а осуществить подобное деяние сможет далеко не каждый.

https://www.youtube.com/watch?v=Y5CxSckXcxs

Характерной чертой преступления связанного с угоном самолета, является отсутствие необходимости определять причину вызвавшую подобное деяние. Нет необходимости определять, зачем злоумышленник захватил самолет. Определяющей характеристикой является сам факт осуществленного преступления.

Определения и статистика

Для полноценного определения сути преступлений, наказание по которым предусматривает статья 211 УК РФ, необходимо правильно понимать следующие определения:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 110-80-26

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-55-02

  • Водное транспортное средство. Объект перемещения людей и грузов по различным водоемам, рекам, морям, океанам. Приводиться в движение вводный транспорт может различными вариантами тяги.
  • Воздушное транспортное средство. Самолет, вертолет и другие средства перемещения людей и грузов с помощью специальных двигателей, потоков газа и воздуха.
  • Угон. Получение контроля с применением насильственных методов или без них над различными средствами передвижения, которые находятся на стоянке или следуют по установленному маршруту. После угона транспортное средство меняет свой первоначальный маршрут на тот, который необходим злоумышленнику.
  • Захват. С применением насилия или без него, злоумышленник завладевает средством передвижения, находящегося на стоянке или во время следования по маршруту. По статистике за последние несколько лет фактов хищения воздушных или водных средств передвижения зафиксировано не было. Максимальное количество случаев угона самолетов в РФ, было зафиксировано в 1994 году – их было 5.

Классификация и разновидности

Преступления, описанные в статье 211 УК, подразделяют на следующие виды:

  • Незаконное деяние совершено единолично.
  • Процесс организации и реализации преступления осуществлялся группой лиц.
  • При совершении захвата водного или воздушного транспорта одним человеком или группой лиц, был нанесен тяжкий вред здоровью или причинена смерть.
  • Различные виды деяний, касающиеся террористической деятельности.

Состав преступного деяния

При совершении преступления, связанного с угоном воздушного и водного транспорта, в качестве объекта преступления выступает общественная безопасность. В качестве предмета совершенного деяния, выступают различные виды транспорта:

  • Водный.
  • Воздушный.
  • Железнодорожный.

Перечисленные ниже действия определяют объективную сторону незаконного поступка:

  • Угон транспортного средства.
  • Захват транспортного средства для дальнейшего угона.

Преступления подобного характера определяет формальный состав. Со времени угона или захвата судна признается факт свершения незаконного деяния. Прямой умысел характеризует субъективную сторону захвата воздушного или морского судна. Злоумышленник понимает, что производит захват судна и хочет это сделать. К одному из основных признаков захвата относится цель по угону судна.

Особенности уголовно-правовой характеристики

В смысл уголовно-правовой характеристики включают суть осуществленного преступного деяния и сопутствующие преступлению особенности и нюансы.

Отличительной чертой от других преступлений является субъект незаконного деяния при захвате воздушного или водного транспорта. В подавляющем большинстве случаев подобные деяния осуществляются террористами и пиратами.

Методика расследования

При рассмотрении ситуации угона воздушного или водного транспортного средства и других случаев по статье 211 УК, возможны следующие ситуации:

  • На месте осуществления противоправных действий отсутствуют предмет преступления и злоумышленник.
  • Расследование проводиться после задержания лица совершившего угон, осуществившего незаконное деяние.

В обязательном порядке проводиться следующие мероприятия:

  • Проведение полноценного осмотра места совершения преступного деяния.
  • Опрос всех лиц, которые могли стать свидетелями происшествия и его последствий.
  • Допрос потерпевшей стороны.
  • Если расследование начали в отсутствии предмета преступления и злоумышленника, дополнительно составляется распоряжением о начале расследования.
  • Если преступник был задержан до момента начала расследования, прилагается протокол допроса подозреваемого.

Если обратить внимание на судебную практику, можно сказать, что на данный момент такие преступления редкость.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/ugon-vozdushnogo-sudna/

Угон воздушного судна или водного транспорта: статья 211 УК РФ, ответственность, наказание

Статья ук рф угон воздушного судна

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Виды

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

  • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
  • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
  • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
  • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части.

    Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.

  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно.

    В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.

Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.

Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-transportnyh-sredstv/ugon-vozdushnogo-sudna-ili-vodnogo-transporta.html

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Статья ук рф угон воздушного судна

Чужое имущество всегда привлекало преступников, но иногда жажда получения большей наживы подталкивает их к совершению более дерзких и серьезных преступлений. Они решаются совершить угон, но речь не идет об обычном автомобиле, их объектом становится более крупные и дорогостоящие объекты: поезд, корабль или даже самолет.

Конечно, сейчас довольно редко можно услышать о том, что произошел угон судна, воздушного или водного транспорта, но такие преступления случаются. Главной их опасностью считается не само завладение тем или иным видом транспорта, а создание угонщиками угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажу, а также риск возникновения аварий и катастроф.

Характеристика злодеяния

Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.

Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.

Важно! Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании статьи 211 УК РФ), не входят маломерные суда.

Именно по этой причине, для начала следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками судна, воздушного или водного транспорта.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава УК РФ

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.

Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).

Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.

К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся на рельсах, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.

К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро -, или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или применения насильственных действий, пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта, также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Виды и квалифицирующие признаки

Преступление в соответствии со статьей может совершаться при различных обстоятельствах, что позволяет разделить его на несколько видов:

  • когда угонщик совершает незаконные действия в одиночку (первая часть).

Остальные виды относятся к квалифицирующим составам;

  • когда угонщиков несколько — группа (вторая часть);

Группой лиц могут признаваться двое и больше преступников, решившихся на преступление, но заранее не договорившись об этом. Однако в этом случае речь идет о действии в группе лиц по предварительному сговору.

  • когда применено насилие, вызвавшее опасность для здоровья и жизни граждан, либо применялась угроза его использования (вторая часть);
  • когда для достижения преступной цели использовалось оружие и другие, заменяющие его предметы (вторая часть).

Используемое оружие может быть любым, даже если оно не внесено в перечень определенный соответствующим законом. Вид приспособленного под оружие предмета может быть любым, если виновник решил использовать его в целях нанесения вреда потерпевшему, принеся его заблаговременно или взяв на месте;

  • когда действует организованная группа — устойчивая группа лиц, целью объединения которых является совершение незаконных действий (+ 2 часть статьи);
  • когда преступные действия привели к смерти человека, при неосторожности виновных лиц (+2 часть статьи);
  • когда преступление привело к иным последствиям, отнесенным к категории тяжких (+2 часть статьи).

Последствия тяжкого характера — оценочный термин. К таким можно отнести: факты крушения или попадание захваченного транспорта в аварию, причинение значительного финансового ущерба (уничтожен, поврежден транспортируемый груз, имущество), пострадало здоровье нескольких граждан, была загрязнена природа, нарушена работа транспортной структуры и прочее;

  • если противозаконный акт сопряжен с актом терроризма (+2-3 часть статьи);
  • если преступление сопряжено с другими видами террористических действий (+2-3 часть статьи).

Важно! Действия, охваченные частью 1, являются тяжким преступлением, остальные — особо тяжким.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).

Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Для лиц, чью вину в угоне воздушного и иного судна докажут, в УК РФ предусматриваются такие наказания: *

  • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Те же деяния, совершенные:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
    • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. (часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

Примеры судебной практики

Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины, обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.

Мужчина в состоянии алкогольного опьянения, захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега.

Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мели.

Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

Источник: https://PravoNarushenie.com/transportnye/transportnye-sredstva/ugon-vozdushnogo-sudna-zhd-sostava-i-vodnogo-transporta-i-otvetstvennost-po-uk-rf

Помощь адвоката
Добавить комментарий