Статистика малые предприятия 2018

Отчетность в статистику за 2018 год

Статистика малые предприятия 2018

Отчетность в статистику за 2018 год различается в зависимости от размера бизнеса и сферы деятельности. В статье – большая таблица по датам отчетов в Росстат о деятельности фирмы, а также о производстве и услугах.

Вовремя отчитываться перед контролирующими ведомствами помогут сервис электронной отчетности и следующие документы, их можно скачать:

Отчетность в статистику за 2018 год приходится сдавать практически каждой российской фирме и каждому предпринимателю. Росстат собирает информацию более чем по 400 формам отчетности в статистику за 2018 год.

Существенную часть их этих форм составляют отчеты о деятельности фирм и предпринимателей (в том числе форма пм пром, а также об их производстве и услугах.

Помимо наиболее универсальных форм, Росстат разработал также отраслевые – об агропромышленном комплексе, о здравоохранении, о связи, об энергетике, нефти и газе и т.д.

Сложность еще и в том, что по отчетности в статистику за 2018 год сроки сдачи отчетности могут быть совершенно разными, единая периодичность по ним не установлена. Поэтому, чтобы не упустить из виду очередной отчет и не опоздать по срокам, зачастую приходится пользоваться памятками.

По отчетности в статистику за 2018 год сроки сдачи отчетности указаны на первой странице каждого бланка статотчета.

Росстат рекомендует сверяться с сервисом в Интернете по адресу websbor.gks.ru. Здесь можно получить персональный перечень статистических отчетов, которые необходимо сдать фирме или предпринимателю. Росстат регулярно обновляет данные, поэтому информация о статотчетности всегда актуальна.

Другие документы по платежам и отчетам

Ознакомившись с отчетностью в статистику за 2018 год, не забудьте посмотреть следующие документы, они помогут в работе:

Отчетность в статистику за 2018 год: перечень форм и сроки сдачи

Существенную часть отчетов в Росстат составляют сведения о деятельности фирмы, а также о производстве и услугах фирм и предпринимателей. По отчетности в статистику за 2018 год перечень форм и сроки сдачи приведены в таблице.

Таблица. Отчетность в статистику за 2018 год: перечень форм и сроки сдачи

Статформа Название формы Кто сдает Крайняя дата отчитаться (после отчетного года, включительно)
Отчеты о деятельности организации
МП(микро)-натура О производстве продукции микропредприятием Микропредприятия – фирмы и ИП,  ведущие:
  • лесозаготовки,
  • рыболовство,
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды,
  • изготовление продукции в сфере добывающих, обрабатывающих производств
До 25-го января
4-НТ (перечень) Об использовании интеллектуальной собственности Фирмы, использующие интеллектуальную собственность, кроме малого бизнеса и микропредприятий До 25-го января
МП (микро) Об основных показателях деятельности микропредприятия Фирмы, относящиеся к микропредприятиям До 5-го февраля
4-ТЭР Об использовании топливно-энергетических ресурсов Фирмы (за исключением малого бизнеса) которые:
  • потребляют топливо и энергию,
  • потребляют вторичные ресурсы,
  • продают топливо
До 16-го февраля
3-информ Об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах Организации (кроме малых предприятий) основная деятельность которых по ОКВЭД2 относится к определенным  группам: До 25-го марта
1-предприятие О деятельности организации Юрлица, кроме:
  • малых и микропредприятий,
  • бюджетных организаций,
  • банков, страховых и иных финансово-кредитных структур
До 1-го апреля
1-СОНКО О деятельности социально ориентированной НКО Социально ориентированные и некоммерческие организации, кроме:
  • госудрственных корпораций и компаний;
  • гос- и муниципальных учреждений,
  • политических партий
До 1-го апреля
3-аудит Сведения о деятельности СРО аудиторов СРО аудиторов До 1-го апреля
Отчеты о производстве и услугах
1-натура-БМ О производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей Фирмы (кроме малого бизнеса), ведущие деятельность в сфере:
  • извлечения полезных ископаемых;
  • обрабатывающей промышленности;
  • создания и распределения электроэнергии, газа и воды;
  • рыболовства и лесозаготовок
До 10-го февраля
Приложение к форме № 1-натура-БМ О производстве и отгрузке композитных материалов Организации (кроме малого бизнеса), изготавливающие композитные материалы До 10-го февраля
1-услуги Об объеме платных услуг населению
  • фирмы (кроме микропредприятий),  которые:
  • оказывают населению платные услуги;
  • имеют информацию об объемах услуг, оказанных населению другими фирмами или ИП;
  • адвокатские структуры
До 1-го марта
1-цены приобретения О ценах на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями Сельхозфирмы с основым видом бизнеса –  изготовление сельсхозпродукции, кроме:
  • крестьянских хозяйств,
  • фермерских хозяйств,
  • микропредприятий
2-го марта
1-цены производителей О ценах производителей промышленных товаров (услуг) Фирмы (кроме микропредприятий) и ИП:
  • с числом работающих от 101 человек;
  • производящие товары и оказывающие услуги для определенных сфер экономики
Годовая отчетность – до 11-го марта
3-информ Об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах Фирмы (кроме малого бизнеса) , относящиеся по основному виду деятельности по ОКВЭД к определенным группам До 25-го марта
2-МП инновация О технологических инновациях малого предприятия Малый бизнес (кроме микропредприятий), работающий в сферах:
  • извлечения полезных ископаемых;
  • обрабатывающей промышленности;
  • создания и распределения электроэнергии, газа и воды, кроме торговли электроэнергией, тепловой энергией и газообразным топливом
До 9-го апреляС отчета в 2018 г., 1 раз в 2 года за нечетные годы
1-СР О себестоимости и рентабельности военной (оборонной) продукции Фирмы (кроме малого бизнеса), создающие и поставляющие военные оборонные товары, работы, услуги, с основным видом деятельности из раздела D по ОКВЭД 1-го апреля
Фирмы, создающие космическую и ракетную технику 1-го апреля
(1-РСПИ) 0609062 О текущей рыночной стоимости запасов полезных ископаемых Фирмы и ИП – пользователи недр (разведывающие и добывающие полезные ископаемые) До 1-го апреля
2-наука (ИНВ) Об организации сектора исследований и разработок Фирмы независимо от сферы деятельности (кроме малого бизнеса), которые:
  • выполняли в отчетном году научные исследования и разработки;
  • должны сдавать статформу № 2-наука
До 2-го апреляСдается раз в три года

Ответственность за непредставление отчетности в статистику за 2018 год

Санкции в виде штрафа установлены как за просрочку со статотчетностью, так и за сдачу отчетов с ошибками (недостоверной информацией, неполными данными). Суммы штрафных санкций определены в зависимости от того, кто допустил нарушение (фирма, предприниматель, ответственный сотрудник),  а также от количества совершенных проступков.

  • за первое нарушение – штраф от 20 000 р. до 70 000 р.;
  • за повторное нарушение – от 100 000 р. до 150 000 р.
  1. Санкции для предпринимателя или ответственного сотрудника:
  • за первое нарушение – от 10 000 р. до 20 000 р.;
  • за повторное нарушение – от 30 000 р. до 50 000 р.

Чтобы не платить штрафы, руководитель может возложить ответственность за статотчетность на определенного сотрудника. Для этого издается приказ в свободной форме – например, такой, как приведен ниже:

Если нет приказа о назначении ответственного за сдачу статотчетов, то штраф в этом качестве заплатит руководитель.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1858-otchetnost-v-statistiku-za-2018

Малое предприятие – критерии отнесения в 2018 году

Статистика малые предприятия 2018

Критерии отнесения к малому предприятию в 2018 году аналогичны действовавшим характеристикам в 2017 году. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году и каковы критерии приобщения компаний к такого рода деятельности.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Нюансы малого и среднего предпринимательства

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Итоги

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ.

К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала.

На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265.

В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по ссылке.

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта.

Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов.

Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Шаг Алгоритм
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек
2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании 1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2018 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года.

При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу.

Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: «Новая годовая отчетность для микропредприятий».

  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2018 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ.

К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале.

Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/maloe_predpriyatie_kriterii_otneseniya_v_2018_godu/

микропредприятие это критерии отнесения 2018

Статистика малые предприятия 2018

Микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы. Какие компании могут считаться микропредприятиями и какие преференции для них предусмотрены, расскажем в статье.

Субъекты предпринимательской деятельности: средние, малые и микропредприятия

В мировой экономике сложилась классификация предприятий, которые по установленным критериям подразделяются на крупные, средние и малые. К числу последних отнесены и микропредприятия.

Малые и средние предприятия играют особую роль в экономике страны и отдельных ее регионов. В бизнесе, отнесенном к этой категории, в мире занято около половины трудоспособного населения, не него, по данным ООН, приходится от 30 до 60% национального продукта.

Средние, малые и микропредприятия в развитых странах оказывают влияние на экономику за счет:

  • создания большого количества рабочих мест по месту своего расположения;
  • развития и индустриализации сельских и удаленных районов;
  • использования местных ресурсов;
  • справедливого распределения доходов за счет менее формального администрирования.

В силу этого становится понятно, почему в России деятельность средних, малых и микропредприятий регулируется отдельным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года. Правовым актом установлены характеристики, по которым различаются эти виды бизнес-деятельности.

Микропредприятие: критерии отнесения 2018

К основным характеристикам, используемым как критерии, по которым подразделяются компании, не относящиеся к крупному бизнесу, относятся:

  • размер доходов;
  • численность работающих;
  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

Налоговые режимы, используемые предприятием, в расчет не принимаются.

Лимиты по доходам устанавливает Правительство. На сегодняшний день для каждой из категории субъектов среднего и малого предпринимательства они определены постановлением № 265 от 4.04.2016 года. Численность работающих – это данные отчетности о среднесписочном составе компании.

Значения критериев, по которым классифицируются средние, малые и микропредприятия, приведены в таблице:

Критерий Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие
Размер дохода, рублей 2 млрд 800 млн 120 млн
Численность работающих, человек 101 – 250 100 15

Что касается долевого участия других юридических лиц в уставном капитале, для всех категорий она установлена в размере:

  • не более 25% для государственных предприятий, религиозных или общественных фондов и организаций;
  • суммарно не более 49% для остальных юрлиц (в том числе иностранных);
  • не ограничено, если участниками являются субъекты малого и среднего предпринимательства.

Отвечая на вопрос, что такое микропредприятие, следует руководствоваться частью 3 статьи 4 федерального закона № 209. В ней сказано, что категория бизнеса определяется согласно наибольшему показателю.

Микропредприятие, численность сотрудников которого более 15 человек, также лишается этого статуса и становится малым. Если на фирме трудится менее 15 сотрудников, но ее доходы составляют свыше 120 млн рублей, она также будет отнесена к категории малого или среднего бизнеса.

Важно! Согласно части 4 статьи 4 Закона № 209, статус компании изменится только в том случае, когда изменение критериев стабильно и фиксируется подряд в течение двух лет

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Согласно Закону № 209 ФЗ, микропредприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Разница между этими субъектами хозяйственной деятельности не ограничивается только разницей в лимите показателей по уровню доходов и численности сотрудников.

https://www.youtube.com/watch?v=IBfwJN3Vr5U

Субъекты малого предпринимательства имеют возможность использования упрощенной системы налогообложения (УСН). В 2018 году действуют ограничения по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения УСН для малых компаний.

УСН могут применять компании, независимо от того, к какой сфере экономики они работают, количество работающих на которых не более 100 человек, а доход – не более 150 млн рублей.

Такие ограничения не позволяют применять УСН большинству малых предприятий, но в отношении микропредприятий они не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;
  • у нее нет филиалов;
  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Для микропредприятий имеется еще послабление, которое отличает их от остальных. Оно относится к регламентации трудовых отношений. Компаниям, имеющим этот статус, разрешается использовать типовую форму трудового договора, которая была утверждена постановлением № 858 от 27 августа 2016. Пример заполнения типового договора для микропредприятий показан на рисунке (фрагмент).

Кроме использования упрощенной формы трудового договора, микропредприятие может отказаться от нормативных актов, регулирующих его деятельность.

К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например, регламенты режима труда, внутреннего трудового распорядка и оплаты труда, графики ухода сотрудников в отпуск и пр.

Условия, содержащиеся в этих регламентах, включаются в текст трудового договора.

Работодатель должен предусмотреть, что в случае смены статуса, ему потребуется в течение следующих четырех месяцев должным образом разработать и оформить все локальные нормативные акты, наличие которых предусмотрено трудовым законодательством.

Реестр микропредприятий

Налоговой службой формируется общий реестр. Он содержит перечень средних и малых предприятий. Фигурирующие в ЕГРЮЛ и ЕГРИП микропредприятия, критерии которых соответствуют установленным, также включены в реестр с указанием их статуса.

Поскольку реестр формируется автоматически, работодателям нет необходимости ни представлять никаких дополнительных документов, ни писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Посмотреть категорию, к которой отнесено предприятие, можно через личный кабинет после регистрации на официальном сайте ФНС РФ. Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, и ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

В случае, когда сведения о микропредприятии в реестре отсутствуют, необходимо сверить данные о нем, обратившись в налоговую инспекцию по месту регистрации. Иначе работодатель не сможет воспользоваться теми преференциями, которые предусмотрены для малого бизнеса и компаний этой категории.

Источник: https://www.business.ru/article/1198-mikropredpriyatie-kriterii-2018

Сколько закрылось ИП в 2018 году – подробная статистика

Статистика малые предприятия 2018

Экономика нашей страны в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Наиболее уязвимым в этот период становится малый бизнес, и, в частности,  ИП. В силу данных обстоятельств, вопрос о том, сколько было закрыто ИП по состоянию на 2018 год,  интересует многих.

Общая статистика по открывшимся, и закрытым ИП

2017 год и начало 2018 года был отмечены продолжающимся спадом на финансовом и экономическом рынках страны. Это было вызвано многими причинами.

Политические конфликты, в которых так или иначе оказалась замешена наша страна, породили дополнительные экономические санкции, приведшие к новому витку спада. Как следствие, пострадало, в первую очередь, промышленное производство.

В свою очередь, низкие цены на нефть ударили по курсу рубля относительно доллара, что усугубило инфляцию и, соответственно, привело к снижению покупательской способности населения.

В силу этих причин первыми на экономическом рынке пали слабейшие – микропредприятия и ИП. Впрочем, кризисные экономические периоды часто бывают средством накопления капиталов, поэтому, одновременно с закрытиями многих ИП не уменьшаются запросы на их открытие.

Как бы то ни было, но все же по состоянию на начало 2018 года количество разорившихся и закрытых микропредприятий превалирует.

В соответствии со статистическими данными Росстата, начиная с 1993 года на период конца 2017 – начала 2018 годов,  прекратили свое существование порядка 600 000 индивидуальных предприятий. Сравнивая статистические цифры за 2017 год, можно установить, что количество закрытых предприятий намного больше, чем количество открытых за тот же период.

Из этого можно сделать вывод, что в 2017-2018 годах тенденция, связанная с открытием и закрытием ИП была удручающей. В цифрах эта тенденция выглядит так:

  • закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч;
  • открылось ИП в среднем 7 тысяч.

К большому сожалению, на долю малых субъектов хозяйственной деятельности приходится всего около 20 процентов валового внутреннего продукта. Это незначительная часть на фоне того, что приносят промышленные гиганты. Но потери такого количества ИП также больно бьют по экономике, поскольку именно объекты малого бизнеса определяют благосостояние страны.

Поэтому отвечая на вопрос, сколько граждан предпринимателей решили прекратить свою деятельность, можно ответить, что эта цифра значительная, и за 2017 – 2018 года составляет порядка 9,1 тысяч субъектов.

Важно знать, что большинство закрытых микропредприятий и ИП – это следствие самостоятельного решения предпринимателя прекратить свою деятельность.

Однако, по данным того же Росстата, около 30 процентов закрывшихся микропредприятий и ИП прекратили свое существование по причине банкротства.

В основном, причиной банкротства стала неспособность ИП справиться с усложнившимися экономическими условиями в стране, невозможность в условиях инфляции исполнять свои обязательства перед кредиторами и государственными налоговыми органами.

Причины закрытия субъектов малого бизнеса в 2017-2018 годах

Анализ причин, по которым субъекты малого бизнеса прекращают свое существование, важны для начинающих предпринимателей, поскольку дают возможность проанализировать чужие ошибки и не допустить их впоследствии в собственном бизнесе.

Для того чтобы ответить на вопрос, почему закрытых ИП больше чем открытых, нужно проанализировать три основных фактора:

  • правовой;
  • экономический;
  • государственный.

Под правовым фактором подразумевается законодательное регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей.

В условиях нестабильной экономики и не вполне разработанного законодательства закономерными становятся частые изменения и дополнения в законодательную базу, издание большого количества нормативных актов и положений, отменяющих предыдущие.

Разумеется, ИП, если он не обладает юридическими познаниями и не содержит штатного юриста, не может уследить за юридическими нововведениями. Тем более, что региональные нормативные акты часто противоречат федеральным, и наоборот.

Но незнание закона не освобождает от ответственности, и ИП, сами того не зная,  часто становятся субъектами правонарушений, за которые получают наказания в виде штрафов, пени и других санкций.

Нередко штраф способен разорить ИП и, как следствие, предприниматель закрывает свой бизнес.

Поэтому правовой фактор, хоть и не основной, но занимает лидирующее место в рейтинге факторов, которые заставляют людей сворачивать свой бизнес.

  1. Прежде всего, это общая стагнация экономики, вызванная введенными санкциями, оттоком капитала из страны, а также резким скачком курса рубля к доллару и другим иностранным валютам.
  2. Низкая стоимость нефти и других ресурсов, которая вынуждает государство сокращать свои расходы на поднятие пенсий и других социальных платежей, что в свою очередь вымывает наличность у незащищенных слоев населения.
  3. Потеря покупательской способности населения. Это одна из основных причин. Население начинает терять работу, поскольку производство и другие отрасли экономики начинают плохо работать. Основная масса сырья покупается за иностранную валюту, естественно цена на товары начинает возрастать, а зарплаты и пенсии не успевают за курсовым колебанием. Это все приводит к тому, что у населения становится меньше денежной массы, и оно не может покупать те объемы товаров, которые могло приобрести в 2013 или 2012 году.

Из этого следует, что малый бизнес, который, прежде всего, ориентирован на население, начинает автоматически нести убытки и сворачивать свою деятельность.

Следующий фактор – это деятельность государства. Большинство специалистов в области экономики, считают, что увеличить число предпринимателей, которые решили прекратить свою деятельность возможно даже при стагнации экономики, но в этом непосредственное участие должно принимать государство.

Если провести аналоги с Европейскими государствами, то там доля в ВВП малых предприятий составляет порядка 40, а то и 50 процентов. Поэтому приоритетом государств является поддержка именно малого бизнеса. Правительство РФ, тоже стало задумываться об этом и уже пошли некоторые сдвиги.

Государственные программы поддержки малого бизнеса в 2018 году

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, индивидуальным предпринимателям, которые проведут регистрацию и начнут работать в определенных отраслях экономики в 2018 году, гарантируются налоговые каникулы.

Кроме этого, уменьшен обязательный сбор в пенсионный фонд, а также размеры некоторых налогов. Большие послабления для малого бизнеса предусмотрены в упрощенной системе налогообложения, в возможностях манипулирования доходами.

Заслуживают внимания государственные программы сотрудничества с коммерческими банками в части кредитования и рефинансирования субъектов малого бизнеса.

Из мер по оздоровлению ситуации с ИП и микропредприятиями, сложившейся в 2017-2018 годах, проводится ряд дополнительных мер. В частности, запущены несколько Федеральных программ поддержки малого бизнеса.

  1. Региональным Центрам занятости населения поручена организация бесплатных курсов обучения предпринимательскому делу.
  2. Во исполнение ФЗ №209 от 2007 года в 2018 году планируется увеличение количества государственных грантов субъектам малого бизнеса. На 2018 год предельная сумма гранта установлена в 300 тысяч рублей.
  3. Начали действовать государственные гарантийные фонды на базе государственных и региональных бюджетов, выступающие поручителями при оформлении кредитов для малого бизнеса.
  4. Венчурные центры в 2018 году будут оценивать представленные ИП бизнес-проекты. По оценке проекта будет принято решение о субсидировании деятельности ИП за счет федерального бюджета.
  5. Правительством Москвы и Московской области разработаны планы поддержки малого бизнеса в 2018 году. При этом предусмотрены субсидии при открытии ИП в размере 60000 рублей, а при открытии СПД – 25000 рублей.
  6. В регионах в 2018 году предусмотрены субсидии лишь при открытии ИП в размере 60000 рублей.

Еще одна проблема, за которую должно взяться государство, это уменьшение процентов по кредитам для малого предпринимательства. Сегодняшние предложение банков, мягко говоря, не повергаются динамике общего спада экономики, и остаются на уровне 2010-2013 годов, когда частным предпринимателям работать было выгодней.

Но в 2017-2018 году Правительство РФ начало создавать программы по поднятию бизнеса в некоторых регионах, и многие граждане поверили в них, и стали, более активней, браться за создание своего бизнеса.

Вообще государственный фактор, это один из основных показателей, которые влияют на принятие решение предпринимателей о сворачивании своей деятельности.

Если проанализировать сферы экономики, где больше всего крутятся деньги малого бизнеса, то первое место принадлежит оптовой и розничной торговле. На втором месте производство, и на третьем это сельское хозяйство.

То есть те сферы, где прибыль будет напрямую зависеть от благоприятной экономической обстановки в стране, и хорошей покупательской способностью населения.

Важно знать, что современные программы правительства, рассчитаны, прежде всего, на такие сферы деятельности как сельское хозяйство, наука и социальные направления.

Проведя анализ, сколько субъектов малого бизнеса было закрыто в 2017-2018 годах, можно прийти к выводу, что индивидуальное предпринимательство испытывает кризис, и помочь ему его пережить сможет только продуманная государственная политика

  • ipmaster
  • Распечатать

Источник: https://ipexperts.ru/biznes/razvitie/skolko-zakrylos-ip-v-2018-godu.html

Малый бизнес в России: статус, льготы и статистика

Статистика малые предприятия 2018

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 марта 2018 года в Кемерове произошел пожар в торговом центре “Зимняя вишня”, в результате которого погибли, по последним данным, не менее 64 человек, опознаны 25 жертв пожара, в том числе 13 детей.

Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС России Ринат Еникеев сообщал, что проверки по контролю нарушений в ТЦ в 2016 году не проводились из-за надзорных каникул, поскольку объект относится к малому бизнесу.

По данным “Спарк-Интерфакс”, за последние несколько лет компания, называвшаяся в СМИ владельцем площадей центра, ОАО “ККК”, прошла плановую проверку МЧС один раз (в 2012 году).

ООО “Зимняя Вишня Кемерово”, которое по открытым источникам было одним из основных операторов ТЦ, было проверено два раза (также планово, в 2016 году). Во всех случаях нарушений выявлено не было. О проверках еще двух операторов, ООО “Бизнес-спорт” и ООО “Бизнес-спорт Кемерово”, данные отсутствуют.

Все эти четыре юридических лица относятся к категории малых предприятий, поскольку их выручка не превышает 120 млн рублей, а число сотрудников – менее 100 человек.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о статусе, численности и обороте малых предприятий России, а также о положенных им льготам.

Критерии

В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 года “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, малым считается предприятие, в котором заняты до 100 человек. Если в организации работают до 15 человек, то она имеет статус микропредприятия.

Кроме того, одним из критериев классификации юридических лиц как больших, средних или малых предприятий, является выручка.

В соответствии с действующим правительственным постановлением от 4 апреля 2016 года, выручка от реализации для малых предприятий не должна превышать 800 млн рублей, а для микропредприятий – 120 млн рублей.

Таким образом, любая компания с выручкой до 800 млн рублей и менее 100 сотрудниками относится к категории малых предприятий. При этом даже если организация превысит лимит по числу сотрудников или выручке, последующие три года после выхода за лимит оно все равно будет считаться малым.

Статистика

По состоянию на март 2018 года, в России работают 2 млн 847 тыс. 854 малых предприятия (включая микропредприятия). В них работают 11 млн 743 тыс. человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемым Федеральной налоговой службой.

Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные Росстатом не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть 19,7% от общего валового внутреннего продукта РФ (82 трлн 918 млрд рублей). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40%.

Также по данным Росстата, в 2016 г. из действовавших 2 млн 770 тыс. малых предприятий 24,5% (681 тыс.) были заняты в области оптовой торговли; 21,5% (600 тыс.) – в сфере операций с недвижимым имуществом; 12% (336 тыс.) – в строительстве; 9% (255 тыс.) – в розничной торговле.

Льготы

Малые предприятия в России пользуются государственной поддержкой в виде налоговых и административных льгот.

Для субъектов малого бизнеса существуют четыре специальные схемы по уплате налогов: упрощенная налоговая система (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения (ПСН) и единый сельхозналог (ЕСХН).

Если общая схема налогообложения подразумевает, что с доходов взимается налог в 20%, то по УСН – 5-15%, по ЕСХН – 6%. Патентная система подразумевает покупку патента, стоимость и условия которого устанавливаются региональными властями.

Часть субъектов малого предпринимательства (в зависимости от выручки, рода деятельности и численности персонала) могут заключать только срочные трудовые договоры, проводить наличные расчеты без кассового аппарата, получать различные государственные субсидии.

При этом у всего малого бизнеса есть несколько общих льгот:

  • право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме;
  • доля в 15% в госзакупках;
  • право на получение государственной гарантии;
  • защита от избыточных проверок со стороны государственного и муниципального контроля.

Надзорные каникулы

Меры по ограничению административного давления на малый бизнес начали наиболее активно принимать в России во второй половине 2000-х годах.

Так, 17 мая 2008 года, вскоре после своей инаугурации, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”, который запрещал проверять юридические лица органами госконтроля чаще, чем раз в три года (за исключением налоговых проверок).

Известность получило требование Дмитрия Медведева о том, “чтобы правоохранительные органы и всякого рода власти перестали “кошмарить” бизнес”, высказанное им на совещании по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гагарин Смоленской области 31 июля 2008 года.

С предложением сократить число проверок малого бизнеса неоднократно обращалась общественная организация “Опора России”.

4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин предложил предусмотреть введение надзорных каникул для малого бизнеса.

“Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить.

Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей” – подчеркнул тогда глава государства. Задача по разработке нормативных актов по введению надзорных каникул” была поручена правительству РФ.

13 июля 2015 года президент РФ подписал разработанные правительством поправки в законодательство, вводящие надзорные каникулы для малого бизнеса на срок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Они касаются только неналоговых проверок.

Согласно установленному режиму, проверять субъекты малого бизнеса МЧС или Роспотребнадзор могут только с санкции прокуратуры, по жалобе или обладая доказательством нарушений.

17 августа 2016 года правительство РФ приняло постановление “О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты”.

Данный документ регламентирует принципы формирования списков на проверку. В частности, в случае отсутствия пожаров на объекте, его разрешается проверять реже.

Однако такие объекты как торговые центры в постановлении в отдельную категорию не вынесены.

В июле 2017 года главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Сергей Кададов сообщил, что “МЧС России переходит от системы тотального контроля на партнерские отношения как с бизнесом, так и с населением”. По его словам, в 2016 году из сферы госнадзора было выведено более 700 тыс. объектов малого и среднего бизнеса, сокращено число внеплановых проверок.

Торговые центры – малые предприятия

Практика, когда торговые центры принадлежат или управляются малыми предприятиями широко распространена в российских регионах. Например, по данным “Спарк-Интерфакс”, малыми предприятиями являются:

  • ООО “Европа-Центр” (управляет самым большим в Калининградской области ТЦ “Европа”, площадь – 60 тыс. кв. м), его выручка с 2016 г. превышает 800 млн рублей, но формально для надзорных органов оно еще год будет оставаться малым предприятием;
  • ООО “Управление на Свободном” (владеет ТЦ “На Свободном” в Красноярске, 37 тыс. кв. м);
  • ООО “ИНД-Гарник” (владелец тульского ТЦ “Гостиный двор” площадью 51 тыс. кв. м).

Источник: https://tass.ru/info/5072061

Помощь адвоката
Добавить комментарий