Система международного права отрасли правовые институты

Определение 1

Под институтом международного права понимается совокупность норм и принципов, которые регулируют конкретную сферу правоотношений между различными субъектами международного права. Например, существует институт международной ответственности.

Институт права как понятие характеризуется рядом признаков, в частности он:

  • представляет собой совокупность определенных правовых явлений, характеризующих специфику той или иной отрасли;
  • характеризует основные специфические черты отрасли.

Институт права может включать в свой состав также различные под институты, характеризующие обобщенную группу общественных отношений, входящие в рамку одного института. Подинституты могут образовывать институт права.

В тоже время совокупность институтов создает отрасль права. Выделяют также межотраслевые институты, которые существуют на стыке каких-либо отраслей права.

Такие институты образовано совокупностью нескольких отраслей права, то из двух и более.

Отдельные виды институтов международного права

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Институт признания государств.

Данный институт паразитируют момент появления нового государства, Когда встает вопрос о том, необходимо ли признавать данное государство в качестве нового члена мирового сообщества, насколько законно оно образовано, соответствует ли такое положение дел мировым стандартам, другие государства имеют право на выражение своего отношения к вновь возникшему государства, например, официально признать его, то есть выпустить специальное заявление или установив дипломатические отношения с данным государством, а также путем фактического признания, например, путем установления торговых либо иных связей.

Важную роль здесь играет такое понятие, как правопреемство государств, под которым принимается переход прав и обязанностей от одного государства к другому.

Такая ситуация возможна в тех случаях, когда одно государство разделяется на несколько но, соответственно, появляется государство-правопреемник.

При этом у каждого выделяются свои государственные границы, а также они продолжают действовать на основании тех же принципов, что и действовало основное государство.

При этом мировое сообщество должно признать все государства, предоставив им полный набор инструментария для деятельности на международной арене. Каждое государство должно обладать суверенитетом и независимостью на международной арене. Международные договоры, заключенные основным государствам, продолжают действовать для данных государства.

Государство также представляет собой определенные институты, состоящие из совокупности земной и водной поверхности, недр, воздушного пространства, космического пространства. В рамках имеющихся институтов все государства обладают целостностью и суверенностью, это значит, что запрещено посягать на государство, его территориальную целостность, на установленные для него границы.

Замечание 1

Границы любого государства ограничены сушей, то есть сухопутными пределами, водными и воздушными рубежами. На обозначенной территории государство обладает верховенством, и никто не вправе вмешиваться в его личные дела.

Кроме того, в территорию любого государства включаются и недра, причём как на территории суши, так и на территории водного пространства, принадлежащего государству.

Соответствующие границе оговорены международно-правовыми документами, в том числе положением о континентальном шельфе.

Воздушное пространство также имеет свои границы, которые представлены воображаемыми или линиями, проходящей перпендикулярно по периметру всей госграницы.

Принципы деятельности институтов права

Там, где заканчиваются все государственные границы, находится так называемая территория общего пользования. Во-первых, это положение касается морского дна.

Относительно него сфера международного права говорит следующее: полезные ископаемые и ресурсы, найденные на морском дне, являются общим достоянием человечества. Это означает, что все добытые полезные ископаемые в рамках территории, которая никому не принадлежит, должны принадлежать всему человечеству.

Также по аналогии права соответствующие положения применяется и космическому пространству, которое также никому не принадлежит и является общим достоянием человечества.

Нередко вопрос о принадлежности ресурсов космического права стал подниматься в последнее время, когда активно развивается космический туризм, а некоторые компании даже предлагают добывать полезные ископаемые в космосе, например, на астероидах, которые содержат в своем составе очень редкие и значительные полезные ископаемые.

Подобные технологии добычи предлагается уже многими фирмами на сегодняшний деньо, что вызывает опасение со стороны специалистов международного права, так как коммерческая добыча не должна иметь место в в данном случае. Добытые полезные ресурсы в космосе принадлежат всему человечеству без исключения.

Однако для развития технологий и освоения космоса коммерческая поддержка в данной сфере не только необходимо, но и без неё невозможно развитие прогресса.

Подобно космосу на территории земли имеются также Антарктида и Антарктика, территории которые никому не принадлежат и также являются всеобщим достоянием человечества. В то же время, согласно одноименным конвенциям, данные земли находятся под охраной международного сообщества. Использование всех ресурсов, добыча ископаемых здесь также должна использоваться для всеобщего блага.

Законами государства в рамках своей территории устанавливается правовой режим нахождения на территории страны. Так, законодатель оговаривает права и свободы человека и гражданина, его обязанности, также вводит санкции за нарушение норм права. Отдельные требования выставляются в отношении граждан страны, а также иных лиц, то есть иностранцев, апатридов, бипатридов.

Государством также определяется порядок приобретения гражданства данного государства.Проживающие на территории данного государства люди должны соблюдать установленный законом режим, в том числе в сфере правового пространства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/instituty_mezhdunarodnogo_prava/

Понятие, функции и система международного права

Международное право, как правовая система– система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Источник: https://okrainaruneta.ru/ponyatie-funkcii-i-sistema-mezhdunarodnogo-prava/