Пионеры в противогазах.
СССР, 1937 год
Начальная военная подготовка (НВП) — в Союзе ССР и в некоторых государствах бывшего СССР — составная часть подготовки молодёжи к военной службе.
В некоторых случаях употребляется синоним Допризывная подготовка.
Практический смысл НВП в том, чтобы молодёжь имела обширное представление о военной службе и военном деле, а также получила навыки обращения с оружием, средствами индивидуальной защиты (противогаз, респиратор), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства.
Содержание
Организация НВП
В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ[1].
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук[2].
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:
- учебное оружие (АК, малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
- средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
- средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
- учебные плакаты и макеты.
НВП
Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты[3]:
- Определение Вооружённых сил и его задачи.
- Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
- Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
- Порядок прохождения воинской службы.
В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:
- Строевая подготовка — учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
- Огневая подготовка — ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ, обучение порядку сборки-разборки АК, ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
- Тактическая подготовка — ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
- Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) — ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны.
- Медицинская подготовка — поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
- Изучение уставов — ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР.
- Топографическая подготовка — ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
- Инженерная подготовка — изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.
К окончанию программы НВП, при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть, дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы[4].
Нвп по линии досааф
Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.
https://www.youtube.com/watch?v=pI4Fu2yQ70M
Основная статья: ДОСААФ
В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы. Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:
Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи[5]
Современная ситуация
На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР:
Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года[13], которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно[14][15].
Нвп в иных государствах
По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.
Израиль
В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»).
Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ, которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях.
На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции[16].
Великобритания
В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей .
Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год.
В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году – обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи.
Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи[17].
См. также
- Мобилизационные возможности государства
- ДОСААФ
- Военнообязанный
Примечания для “Начальная военная подготовка”
Источник: https://www.cruer.com/max7612/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0
Начально-военная подготовка: программа для средних школ, история развития и становления
Начальная военная подготовка является основой крепкого государства и формирования национальной сознательности молодого поколения.
Формирование основных понятий, обучение тактике и технологии, возможность обезопасить себя в случае необходимости являются основой программы.
Синонимом этого термина является допризывная подготовка, что заключается в представлении современной молодежи о военном деле.
Организация обучения
Раньше допризывная подготовка проводилась без отрыва от учебы, занятия были параллельными основному процессу обучения. Как предмет вводился с девятого класса. Обучение проходили как юноши, так и девушки допризывного и призывного возраста.
https://www.youtube.com/watch?v=TpoE2MqdQeI
Преподаватели выбирались из офицеров или других военнослужащих, которые по выслуге лет вышли в запас. Официально за ними закреплялось звание военного руководителя, и они обучали класс или целые группы. В среднем в неделю проводились два занятия.
В процессе использовалась учебное оружие, которое представлялось малокалиберными винтовками или муляжами ручных гранат, выдавались средства индивидуальной защиты в виде респираторных масок и противогазов, также средства радиационной и химической разведки и учебные плакаты с макетами, на которых можно было тренироваться.
Современная начальная военная подготовка в школе имеет своей основой стандартную концепцию обучения, но кроме основных занятий, могут быть сформированы факультативы и дополнительные кружки.
Элементы программы
Процесс обучения можно поделить на несколько этапов. К начальной стадии относилось определение вооруженных сил и его задачи, изучение состава, структуры и разделение на разные типы войск. Также на занятиях подавалась структуризация системы воинских званий и различительные знаки, изучался порядок прохождения воинской службы.
В начально-военную подготовку входило изучение строевой подготовки и огневой тактики.
Проводились занятия по теории ведения боя и действий военнослужащих в процессе боя, защита от оружия массового поражения и преподавалась медицинская подготовка.
Благодаря поверхностному изучению оказания первой медицинской помощи можно было помогать получившим ранения и травмы, проводилось изучение уставов и давались элементы топографической подготовки.
Некоторые занятия включали в себя инженерную подготовку и изучение способов оборудования и маскировки позиций военнослужащих. Обязательно после окончания обучения по программе учеников или студентов вывозили на сборы в воинскую часть, где они могли на практике проверить свои знания и пройти полноценный курс.
Сочетание теоретического и практического элементов помогали полноценно воплотить программу начально-военной подготовки и получить качественный результат.
Дополнительные организации
В процессе обучения можно было получить дополнительную подготовку в добровольном обществе содействия армии авиации и флоту, представители которых были в каждом областном центре или районе. Сюда входили курсы по вождению грузовых автомобилей, гусеничной техники, радиотелеграфистов.
Также желающих обучали прыжкам с парашютом вождению мотоцикла и мотоциклетному спорту, спортивной радиопеленгации и моделизму. ДОСААФ занимался не только военно-патриотическим воспитанием молодежи, но и качественной подготовкой юношей, желающих поступать в военные высшие училища.
Современное обучение
Начальная военная подготовка в школе сегодня основана больше на теоретическом изучении и структуризации полученных знаний.
Знакомятся с общими задачами и целями, которые ставят перед собой вооруженные силы, изучают элементы состава и структуризации вооруженных сил, а также порядок, в котором проходит воинская служба.
Что касается практических занятий, то они проводятся уже после ознакомления с теоретической частью в виде активных развивающих игр и спортивных соревнований.
Современная начальная военная подготовка в РФ ориентируется на развитие физической выносливости и увеличение силовых показателей. Поэтому в процессе прохождения подготовки включаются спортивные упражнения и физические нагрузки.
Ситуация в странах
На сегодняшнее время некоторые страны исключили из обучающих программ начальную военную подготовку, но существует ряд государств, где дисциплина считается базовой и обязательной. К ним относятся Казахстан, Белоруссия, где используется формулировка допризывной подготовки. Это понятие является синонимом к основному.
В Украине и Киргизии подготовка началась с 2012 и 2014 годов. Также страны, где практикуется программа начальной военной подготовки, это Узбекистан, Армения, Азербайджан. Что касается России, то здесь преподавание НВП в школах было возобновлено только в некоторых средних учебных заведениях.
Актуальность обучения
Основы начальной военной подготовки позволяют сформировать в учениках не только патриотизм, национализм, но и четкое понимание своей роли для государства. Благодаря этой дисциплине формируется чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, чувство полезности и желание проявить себя на благо Отечества.
В процессе полноценного изучения предмета ученики получали знания не только из области военной науки, но и из топографии, медицины, строевой подготовки и физического развития. Учреждения начальной военной подготовки были этапом формирования дисциплинированного патриотически настроенного человека. После окончания училищ и военных школ можно продолжить военную карьеру.
Другие государства
Образцом в этом плане может быть Израиль, где допризывная подготовка начинается обязательно с 13 лет, там к ней призываются как мальчики, так и девочки. Обучение проводится молодежными батальонами, обязательными двухнедельными сборами в военных лагерях.
Программа построена таким образом, что большее внимание уделяется практическим занятиям и возможности учеников отрабатывать полученные знания. За процессом обучения следят эксперты, которые выдают на аттестации заключения об уровне подготовки и ставят оценки, на основе которых можно выбирать военно-учетные специальности.
Также в этих системах имеются авиационные и военно-морские секции, на которых ученики могут научиться не только планированию, технологиям вождения, управления, но и практиковаться на площадках.
Что касается Великобритании, то здесь основы начально-военной подготовки не включаются в общую образовательную систему, а представлены добровольными организациями школ и колледжей, которые направлены на военизированный тип.
Имеются объединенные кадетские подразделения, корпус авиационной подготовки, морской кадетский корпус. Сюда принимаются девушки и юноши в возрасте от 11 до 18 лет, сначала их зачисляют на один год, а после истечения срока обучение можно продолжить.
Также управление подразделениями следит за развитием успехов. В процесс входит не только техническое обслуживание автомобилей, связь, преодоление естественных преград и верховая езда, но также и теоретическая часть, где предоставлена разная информация, что будет полезной для обучения.
Польза от дисциплины
Прохождение курса начально-военной подготовки помогает школьнику сформировать свое мировоззрение и стать более дисциплинированным. В большинстве случаев юноши выбирают продолжение военной карьеры и поступают в военные училища.
Из курса военной подготовки остаются универсальные в плане полезности знания, базовые навыки по медицинской помощи и ориентировке на местности.
Также благодаря практическим блокам развиваются физические данные и повышается выносливость школьников.
Источник: https://FB.ru/article/437482/nachalno-voennaya-podgotovka-programma-dlya-srednih-shkol-istoriya-razvitiya-i-stanovleniya