Научные дисциплины муниципального права

Муниципальное право как научная дисциплина является составной ча­стью юридической науки.

Муниципальное право – это отрасль науч­ных знаний об организации власти на местах.

Предмет науки муниципального права

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности мест­ного самоуправления, эволюция становления и развития местного само­управления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового ре­гулирования местного самоуправления.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Научная дисциплина муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепри­знанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октяб­ря 1985 г.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные различные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России (В.Н. Лешкова, князя А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского и др.).

Фунда­ментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л. А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Ос­новы городского хозяйства»  (1928).

Негативная оценка правового положения и роли местных Советов не означает, что накопленный опыт, практика их функционирования, наработанный научный потенциал, связанный с ее изучением и обобще­нием, должны быть безоговорочно отвергнуты. Исследования совет­ских специалистов (С.А.

Авакьяна, Г.В. Барабашева, А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, В.М. Манохина, В.А. Пертцика, К.Ф. Шеремета и других ученых), задали направление научным изыска­ниям в сфере местного самоуправления, хотя, конечно, сам научный ин­струментарий этих исследований в значительной мере устарел.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права, крити­чески оценивая накопленный опыт научных исследований местных ор­ганов власти, не отбрасывает его, как некогда был, по существу, отбро­шен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из су­щественных признаков своего развития».

Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправ­ления, муниципального права, к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Методы науки муниципального права

Наука муниципального права опирается на следующие методы:

1.    общенаучные:

  • диалектико-материалистический;
  • системный;
  • социоло­гический;

2.    специальные:

  • сравнительного правоведения;
  • нор­мативно-логический;
  • структурно-функциональный;
  • историко-юридический.

Общенаучные методы используются, например, при рассмотрении и анализе понятия местного самоуправления, его политико-правовой природы, раскрытии сущности местного самоуправления.

Анализ сис­темы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводятся с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения, нормативно-логическо­го.

Взаимоотношения между органами местного самоуправления опре­деляются при помощи анализа правовых актов, закрепляющих их пра­вовой статус, практики функционирования.

Анализ нормативно-пра­вовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет выявить некоторые тенденции, сделать обоб­щения; в основе этих исследований лежат методы перехода от частного к общему.

Термин «муниципальное право» используется и для обозначения учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами в рамках специальности «Юриспруденция».

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-nauki-munitsipalnogo-prava-rf

Цели и задачи муниципального права

Определение 1

Муниципальное право – это система связанных между собой правовых норм, которые закрепляют и регулируют определенный перечень общественных отношений.

Предметная определенность является главным условием происхождения и становления муниципального права.

Предмет муниципального права составляют объединенные общественные отношения, которые складываются в области местного самоуправления.

Муниципальное право, являясь отраслью права, научной дисциплиной, обладает своей системой, основу которой составляет структура отрасли права, в области которой она проводит изучение.

В систему научной дисциплины муниципального права включен следующий перечень разделов:

  • Введение в муниципальное право, которое раскрывает понятие муниципального права как отрасли и учебной дисциплины, его предметность и источники права, основы местного самоуправления.
  • Понятие, основополагающие начала местного самоуправления, формы осуществления непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления.
  • Начала местного самоуправления, которые включают правовые, территориальные, финансовые, экономические основы.
  • Вопросы местного уровня и властные полномочия органов МСУ по их разрешению, которые включают понятие и форму осуществления полномочий органов МСУ, определенные права органов местного самоуправления в разнообразных сферах жизнедеятельности всего населения муниципального образования.
  • Система гарантий местного самоуправления: гарантии, которые обеспечивают организационную, финансовую и экономическую независимость местного самоуправления; различные правовые формы защиты местного самоуправления, в том числе и судебную.
  • Обеспечение контроля над деятельностью органов и должностных лиц МСУ.
  • Ответственность органов и должностных лиц МСУ: виды ответственности органов и должностных лиц, перед населением конкретного муниципального образования, всем государством, физическими лицами, юридическими лицами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цели муниципального права

Замечание 1

Муниципальное право как учебная дисциплина представляет собой иерархическую, систематизированную систему научного знания о местном самоуправлении, основная задача которого состоит в передаче знаний о муниципальном праве.

Цели муниципального права сходятся к повышению уровня жизнедеятельности, обеспеченности граждан, проживающих в границах определенной единицы – город, район, сельское поселение. Совместно с этой целью существует ряд сопутствующих, таких как:

  • развитие социальной инфраструктуры;
  • локальной экономики;
  • охрана природы;
  • совершенствование системы занятости и т. д.

Для того чтобы указанные цели были осуществимы, местными властными органами должны быть задействованы механизмы управления. Правовое обеспечение этих целей определено специфичностью системы муниципального права. следует понимать, что основной целью муниципального права является законное обеспечение деятельности органов власти на местах, законность управленческих процедур.

Задачи муниципального права

Задачи муниципального права как учебной дисциплины следующие:

помощь будущим профессионалам в области юриспруденции во всестороннем изучении начал местного самоуправления, его организационных правовых форм и гарантий воплощения, определенного круга органов местного самоуправления по разрешению вопросов и устранению проблем местного значения, особенных государственных полномочий, которыми наделены только органы местного самоуправления.

Важнейшая задача муниципального права как учебной дисциплины лежит в изучении особенностей становления и осуществления деятельности местного самоуправления в конкретных регионах, появление в ходе учебных практик и учебных занятий необходимых навыков совместной деятельности с различными органами местного самоуправления.

Система учебной дисциплины муниципального права во многом схожа с системой муниципального права как отрасли права, включая в себя:

  1. общую часть;
  2. особенную часть;
  3. специальную часть.

Общая часть включает в себя главенствующие направления жизнедеятельности Российской Федерации в установлении принципов и организационных основ деятельности представительных, исполнительных органов МСУ, разграничение их компетенции, осуществление экономической и финансовой политики на местах и т.п. Общая часть рассматривает разнообразные концепции, модели МСУ, учитывает опыт жизнедеятельности зарубежных муниципальных органов.

Особенная часть включает в себя изучение деятельности органов МСУ в области реализации полномочий в некоторых сферах деятельности муниципального образования.

Специальная часть призвана изучать особенности формирования и жизнедеятельности органов МСУ.

Задачами муниципального права как науки являются:

  • разрешение проблем повышения эффективности жизнедеятельности самого местного самоуправления, его органов по устранению проблем и все стороннего решения вопросов местного значения;
  • собирание, изучение, обобщение и распространение практики применения основных, эффективнейших форм и методик работы органов местного самоуправления;
  • прогнозирование развития формирования и жизнедеятельности местного самоуправления по мере эволюции процессов демократии в общественной жизни;
  • изучение условий и средств, которые обеспечивают независимость муниципальных образований и их органов, и, прежде всего от органов власти государства в разрешении вопросов местного уровня.

Замечание 2

Важнейшей задачей муниципального права как отрасли представляется – урегулирование правоотношений в обществе во время формирования, развития и активной жизни муниципальных образований.

Задача научной дисциплины предусмотрено, как выявление главнейшего смысла основы и деятельности местного самоуправления, его независимости и уникальности как формы организации народной власти.

Муниципальное право, являясь научной дисциплиной, изучает отношения местного самоуправления и государственной власти, основополагающие начала и сущность деятельности муниципальных образований, функции, разграничение предметов ведения.

Данная наука проводит анализ полномочий органов МСУ, проявляет и занимается изучением общих закономерностей отношений в муниципальной сфере, объединяет практику норм права муниципалитетов, а так же на основании этого формирует научно-обоснованные руководства к действию, которые направлены на увеличение эффективности жизнедеятельности муниципальных образований.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что научной дисциплиной муниципального права является общность основ, теорий, методик местного самоуправления, его формах и практическом осуществлении и правовом регулировании.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/celi_i_zadachi_municipalnogo_prava/

Научная дисциплина муниципального права

Источник: https://studbooks.net/1088390/pravo/nauchnaya_distsiplina_munitsipalnogo_prava

Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение имеют работы по проблемам местного управления советского периода.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права.

Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления.

На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Дементьев А.Н.

Местное самоуправление как один из уровней осуществления публичной власти // Центр — регионы — местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. — М.: СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2001г. С. 23 – 30.

Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления.

При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне исследуются учеными на протяжении весьма значительного периода. Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России.

В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права.

Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В 1928 г. была издана книга Л.А.

Велихова “Основы городского хозяйства”, в которой автор предпринял попытку “сжато изложить муниципальную науку в целом”. Однако в 30 – 40-е годы XX века в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х годов в работе С.Н.

Братуся вновь появляется термин “самоуправление”, который, однако, связывался с деятельностью местных Советов . В 1963 г. была издана работа В.А. Пертцика “Проблемы местного самоуправления в СССР”, который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования.

Возникла и новая научная дисциплина “Муниципальное право России”.

Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности “Юриспруденция”.

К числу судебных актов, содержащих нормативные предписания, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, могут быть отнесены:

· решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации;

· акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации (далее Конституционный Суд РФ) занимает в системе разделения власти особое положение. Он не только «возглавляет» процесс применения права сквозь призму применения Конституции России. Своими решениями, в том числе в сфере местного самоуправления, он выполнял и выполняет ориентирующую роль для конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

В недавнем прошлом решения Конституционного Суда РФ не просто восполняли пробелы в муниципальном законодательстве, но и шаг за шагом раскрывали сущность местного самоуправления. Несомненно, в целом ряде случаев правовые позиции Конституционного Суда РФ оказали определяющее воздействие на становление современной модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.

В Решениях конституционного Суда РФ обосновывались такие важнейшие проблемы муниципального права как:

· неправомерность установления федеральными органами государственной власти сроков проведения выборов (после проведения первоначальных выборов в органы местного самоуправления; – (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

· допустимость создания органов государственной власти вместо органов местного самоуправления при условии учета мнения населения соответствующей территории; – (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республике от 17 апреля 1996 г. »О системе органов государственной власти Удмуртской Республики»»)

· возможность регулирования местного самоуправления федеральным законом в тех случаях, когда соответствующие отношения должны регулироваться законами субъекта Федерации, но этот закон не принят;

· правомерность досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления при условии, что процедура применения этой санкции определена федеральным законом и решение о ее применении принято в форме закона;

· право органов местного самоуправления непосредственно применять федеральные нормативные акты, если субъект Российской Федерации не принял собственный нормативные акт или если он противоречит федеральному закону;

· право Российской Федерации, как суверенного государства, предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Досрочное прекращение полномочий — при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и, как разновидность ответственности, соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, — само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления;

· отсутствие различий в правовом статусе муниципальных образований. Муниципальные образования, независимо от размеров территорий и численности населения, а также своей структуры и места в системе территориального устройства, пользуются одними и теми же конституционными правами и гарантиями.

Между ними нет отношений подчиненности и, следовательно, органы одних муниципальных образований не вправе применять санкции в отношений органов и должностных лиц других муниципальных образований; – (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

· муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Однако это подчеркивает не столько государственные начала местной власти, сколько отражает ее публичный характер;

· местное самоуправление реализуется на основе сочетания государственных и общественных начал; – (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2000 г.

№ 236-О «По запросу Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности пункта «е» ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 2 и п. 3 ст.

17 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике»)

· вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима.

Правовую основу местного самоуправления могут составлять также акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

В этой связи следует отметить, что все суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей, обладают полномочиями на осуществление надзора за законностью нормативных правовых актов.

Это значит, что суд дает оспоренному нормативному акту юридическую оценку его соответствия нормативному акту.

Особое внимание следует уделить тем актам органов правосудия, которые оказали влияние на развитие системы правовых основ местного самоуправления, хотя ниже приведенные судебные решения конкретно касаются организации местного самоуправления в г. Москве.