Двухуровневая система органов государственной власти

Государственное устройство в наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами.

Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной.

В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм – например, федеративной или унитарной.

Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство – это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти.

Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и федеративными государствами.

Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам.

Можно сказать, что унитарное государственное устройство – это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового.

Но это встречается нечасто – например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной.

В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором – охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению федеративного государства, стоит выделить и переходную форму – региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями.

Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство – это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному.

Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер.

Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным источником власти и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего – это двухуровневая структура органов власти.

То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить федеративное устройство можно по двухуровневой системе законодательства.

Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство – наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию.

В данном случае государственное устройство – это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей.

Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств.

Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое национально государственное устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве.

При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества.

Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается политическое управление, выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д.

Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти.

Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека.

И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Институт государственной власти формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами.

На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти.

В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Источник: https://FB.ru/article/226425/gosudarstvennoe-ustroystvo---eto-chto-takoe-priznaki-gosudarstvennogo-ustroystva-chto-takoe-natsionalno-gosudarstvennoe-ustroystvo

Государственная власть в современной России

Государственная власть как возможность и способность государства через систему формальных норм и институтов осуществлять руководство и управление процессами общественного развития в пределах своей территории была и остается определяющим фактором развития России.

Государственная власть всегда формализована, легализована и закреплена в правовой форме. Она реализуется специальным государственным аппаратом и выполняет арбитражную роль в обществе.

В силу своих исключительных характеристик и полномочий государственная власть призвана не только организовывать и регламентировать общественные отношения, но и обеспечивать эффективность и работоспособность всей политической системы.

В свою очередь достижение данных характеристик невозможно без должного уровня легитимности власти, которая обеспечивается не только спецификой ее происхождения, но и социально-экономической результативностью деятельности госаппарата, а также готовностью граждан воспринимать конкретную власть как адекватную данному периоду развития.

Государственная власть в России осуществляется посредством комплекса политико-правовых институтов и норм, объединенных в единый государственный механизм.

В свою очередь эффективность его деятельности зависит не только от количества и качества публично-правовых организаций, но и от того насколько они объединены единым государственным началом.

Государственная власть – это своего рода корпоративный дух, воплощенный в институциональную форму.

Принципы формирования и особенности функционирования государственной власти

Система государственной власти в России строится на основании Конституции РФ, согласно закрепленным принципам разделения властей (ст.10) и федеративного устройства (ст.5).

Сложность властной организации современного этапа развития страны заключается в том, чтобы обеспечить не только рассредоточение власти между законодательными, исполнительными и судебными институтами, но и сохранить целостность государственной власти на всей территории государства при максимально эффективной реализации принципов федерализма.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти.

Во взаимоотношениях Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления единая иерархическая система отсутствует. Тем не менее, отношения вертикальной зависимости имеют место и здесь.

Например, Федеральное собрание РФ имеет возможность принятия в строго оговоренных случаях решения о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

В Советском Союзе высшие органы государственной власти обладали формальными признаками и не могли без партийного вмешательства принимать политические решения, как на союзном, так и на республиканском уровнях, не говоря уже об уровнях автономных республик и округов.

Так, согласно Конституции СССР 1977 г. государственная власть формально принадлежала народу и осуществлялась через Советы народных депутатов, составляющих основу политической системы страны. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны советам (ст.2).

Высшими органами государственной власти и управления были:

  • Верховный Совет СССР (законодательный и представительный орган), состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты состояли из равного числа депутатов. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Это был непостоянно действующий орган законодательной власти. Сессии верховного Совета созывались два раза в год для утверждения законопроектов. Постоянного действующим органом был Президиум Верховного Совета СССР, состоящий из 39 человек;
  • Совет министров СССР (правительство) – высший исполнительный и распорядительный орган власти – формировался Верховным Советом;
  • Верховный суд СССР также избирался Верховным Советом. Однако, приоритет советов и прежде всего Верховного Совета СССР был лишь формальным, так как руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы провозглашалась Коммунистическая партия (ст.6).

Следует помнить, что государственная власть – это один из видов власти, субъектом которой выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, объектом же является – население страны.

Субъектно-объектный (государство-общество) характер государственной власти дополняется такой сущностной чертой, как монополия на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладание юридическим верховенством в обществе, универсальностью и суверенностью.

В результате государственная власть представляет собой «публичное явление социально-политического характера»; является «основной формой проявления политической власти определенной социальной общности (народа, класса и др.

)» и обладает «специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений, верховенством в обществе» (Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юрист , 1996).

Таким образом, государственная власть представляет системно организованную совокупность институтов, располагающих средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений.

Конфигурация государственной власти в современной России

В современной России на общефедеральном уровне систему органов государственной власти образуют такие институты, как Президент РФ, Правительство РФ, двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральными органами судебной власти являются Конституционный и Верховный суды. Высший Арбитражный суд был упразднен 6 августа 2014 года.

В конфигурации системы государственной власти современной России центральное место занимает институт президентства, а глава государства – президент – является главным арбитром и эпицентром принятия политических решений, замыкая на себя различные полномочия в сфере нормотворчества, исполнительной деятельности и кадровой политики. Таким образом в современной России в несколько сглаженном виде воспроизводится историческая схема властестроительства, когда «государство и государственный интерес мыслились не иначе, как конкретно – в форме живой личности государя и государева дела» (Заозерский А.И. Царская вотчина в России ХVП века. М.: Соцэкгиз, 1937).

Пирамидальное строение власти в современной России, при всех возможных негативных проявлениях такой модели, предопределяется объективными факторами: важностью и одновременно сложностью решения задач государственного управления огромной страной в условиях наложения внутреннего и мирового кризисов.

Множественность центров власти и большая распыленность государственных органов с не всегда четко и предметно очерченными полномочиями и компетенциями потенциально создают возможности структурных противоречий, которые могут приобретать конфликтные формы.

В таких условиях возникает необходимость в сильном арбитражном институте, полномочия которого позволяли бы своевременно и эффективно разрешать спорные политические, экономические и правовые ситуации.

Законодательная ветвь власти в РФ при всех внешних демократических атрибутах представляет собой на практике довольно жесткую бикамеральную модель организации парламента, не предусматривающую единого координирующего парламентского органа, а также совместно реализуемых палатами полномочий.

Несмотря на то, что Государственная Дума имеет определенные возможности по контролю за действиями институтов исполнительной власти, реальные конституционные полномочия в этом отношении (например, право проведения по своей инициативе парламентских расследований, права интерпелляции и т.д.

) у ее депутатов и Государственной Думы как палаты в целом отсутствуют. Возможность участия в кадровых вопросах со стороны этой палаты также достаточно ограничена (Конституция РФ, ст. 111).

Такая ситуация компенсируется монопольным правом Госдумы на принятие законов – никакой закон не может быть принят помимо воли большинства депутатского корпуса.

Роль представительства интересов регионов призван выполнять Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ. Поскольку Конституция подробно не раскрывает порядок формирования этой палаты, ограничиваясь лишь фиксацией оснований представительства и его квоты, данный порядок определяется федеральным законом и менялся уже трижды.

В 1994-1995 гг. Совет Федерации избирался по двухмандатным округам. В период с 1996 по 2000 гг. палата формировалась из глав исполнительной и законодательной властей субъектов федерации по принципу «пост занимает первый». С 2000 г. органы законодательной и исполнительной власти делегируют своих представителей в состав Совета Федерации.

Влиятельным институтом, который реализует стратегии, выработанные в президентских структурах и одобренные парламентом, является Правительство РФ. Это влияние основано на двух китах: финансах и монополии на силу. Особое внимание следует обратить на коллегиальность в работе правительства.

Наиболее важные вопросы не решаются Председателем правительства единолично, а всегда выносятся на заседание кабинета министров. Более того, общество, как правило, достаточно информировано о его деятельности. Однако характер принятия решений на заседаниях правительства принципиально иной, чем в палатах парламента.

Несмотря на столкновение различных групп интересов, которые имеют место в кабинете, решение по существу вопроса всегда принимается не анием, а Председателем правительства.

Конституция РФ определяет правительство, по сути, как команду президента. Оно формируется главой государства. Состав правительства не определяется расстановкой сил в палатах парламента и результатами выборов.

Это создает возможности для формирования так называемого «технического» кабинета из специалистов-технократов, не принадлежащих к политическим группировкам. Деятельность такого правительства всецело обеспечивается политическим ресурсом главы государства. С одной стороны, в этом нет ничего плохого.

В политической истории России большинство кабинетов формировалось именно по такому принципу, что обеспечивало единство исполнительной власти и, соответственно стабильность. С другой стороны, неучастие депутатских объединений в формировании правительства приводит к неучету интересов значительного числа избирателей.

Правда, результаты, начиная с декабрьских выборов 2003 г. в Государственную Думу большинство депутатского корпуса, как и правительственных чиновников принадлежит к партии «Единой России», что позволяет проводить единую политическую линию.

Вертикаль судебной власти в России является наиболее централизованной. Все суды, кроме Верховного и Конституционного, относятся к системе федеральных судов.

Судьи этих судов назначаются указом Президента РФ и формально в кадровом плане не связаны с региональными и местными органами власти.

Хотя судебная власть и находится вне политики, нередко принимаемые судебные решения приобретают политическое звучание (дела ЮКОСа, Норильского никеля, бывшего Генерального прокурора Ю. Скуратова, бывшего мэра Владивостока А. Черепкова и т.д.).

Двухуровневая система государственной власти

Создание эффективно работающего механизма государственной власти в России осложняется не только политико-культурными особенностями прошлого, историческим опытом и сложной социально-экономической ситуацией, но и наличием двухуровневой системы власти: центр – регионы.

Формально принципы федерализма позволяют в большей степени реализовать демократические ценности, создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого индивида. Однако существующая на практике модель федерации вызывает не только множество вопросов, но и является зачастую источником ряда проблем.

То, как развивались федеративные отношения после распада СССР привело страну к региональному произволу, распаду внутреннего политического и экономического единства, к национальным конфликтам, к войне на Северном Кавказе.

Поэтому процесс реформирования федеративных отношений, укрепление связей между субъектами федерации представляется как совершенно необходимый и своевременный.

В 2000-2003 гг. федеральным центром был предпринят ряд инициативных действий, направленных на укрепление вертикали власти и создание новых механизмов взаимоотношений между центром и регионами.

В частности, были усилены позиций федеральной власти на региональном и субрегиональном уровнях за счет создания федеральных округов как межрегиональных центров государственного управления (Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г).

В настоящее время в РФ существует девять федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский и Крымский).

Было также осуществлено статусное разграничение носителей федеральной и региональной власти (внесение изменений в формирование Совета Федерации); приведено в соответствие с Конституцией РФ договоров между центром и регионами, а также разграничение предметов ведения между различными уровнями публичной власти; создан механизм политической и правовой ответственности субъектов РФ и муниципальных образований за ненадлежащее осуществление властных функций.

В настоящее время существующее четкое разграничение полномочий между центром и регионами, а также передача ряда прерогатив центра на уровень субъектов и муниципальных образований создали благоприятные условия для успешного развития федерализма в стране, что является в свою очередь залогом эффективно действующей государственной власти.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/3196