Доставка работников к месту работы трудовой кодекс

Иногда рабочие места находятся довольно далеко от привычных транспортных магистралей, например, работа в загородных промышленных зонах, в пригородных супермаркетах и др.

Случается, что график работы построен таким образом, что сам сотрудник вряд ли успеет добраться к началу рабочей смены или уехать домой после нее.

И, наконец, некоторые компании включают доставку сотрудников на работу в условия трудового и/или коллективного договора.

Помимо правильной и эффективной организации прибытия к месту работы и отбытия с нее, нужно уделить внимание и учету расходов на этот «бонус». Чтобы у налоговых инспекторов не возникло претензий, траты должны быть обоснованы и правильно учтены в бухгалтерском балансе. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Содержание

Правовое обеспечение

Трудовой Кодекс РФ в ст. 301 предусматривает доставку сотрудников до места работы и назад в случае применения вахтового метода. Обязанность доставки персонала работодателем также прописана в некоторых отраслевых соглашениях.

Во всех остальных случаях это право, а не обязанность работодателя. Оно закрепляется во внутренних нормативных документах, например, в колдоговоре, и при этом должно быть обосновано производственной необходимостью.

Как можно организовать доставку

У работодателя есть несколько возможностей для облегчения сотрудникам проблемы, связанной с расстояниями, временем и транспортом, необходимыми для того, чтобы своевременно добраться до рабочего места, а по окончании работы уехать домой.

  1. Компенсация расходов на «самодоставку». Работодатель может прописать в трудовом договоре или специальном положении свою добрую волю в компенсации денежных трат сотрудников на проезд к месту работы и обратно. Как правило, речь идет о покрытии расходов на бензин и амортизацию собственного транспорта сотрудников, ведь наличие доступного общественного транспорта сняло бы проблему как таковую. В данной ситуации необходимо разработать регламент учета такой выплаты либо выплачивать один раз установленную фиксированную сумму.
  2. Доставка собственным транспортом организации. Если в распоряжении фирмы есть транспорт, предназначенный для перевозки людей, либо она позволяет себе содержать в штате водителей и соответствующее количество единиц техники, то можно организовать доставку из пункта сбора или местожительства большинства сотрудников. Таких сборных пунктов может быть несколько, если доставку нужно производить из различных районов, а количество персонала велико.
  3. Доставка сторонней организацией. Работодатель заключает договор с одной или несколькими транспортными компаниями на перевозку своих сотрудников. Чаще всего единицей такого соглашения является количество транспортных средств, а не перевезенных сотрудников.

Доставка – это расход

Какой бы способ организации доставки персонала ни выбрал работодатель, он несет определенные траты. Бухгалтерия должна правильно списать эти расходы для корректного определения базы налога на прибыль, чтобы у налоговых инспекторов не возникло претензий в их обоснованности. Также немаловажным является вопрос о необходимости отчислений с этих сумм взносов в страховые фонды.

Два условия для вычета трат на доставку из расчета налога на прибыль

Налоговый Кодекс РФ не предписывает исключать суммы, затраченные на доставку персонала, из учета налога на прибыль, каким бы образом он ни производился: компенсацией расходов на общественный или личный транспорт, ведомственными или арендованными транспортными средствами (п. 26 ст. 270 НК РФ). Но существует два условия, позволяющие исключить эти траты из налогового расчета.

  1. Необходимость содействия в доставке обусловлена технологическими особенностями предприятия. В законе не раскрыты эти технологические особенности, но судебные прецеденты и разъяснения Минфина РФ позволили отнести к ним следующие (достаточно любой одной):
    • удаленное расположение организации от населенного пункта или остановки транспорта общего пользования (более 300-500 м);
    • неудобство существующих общественных маршрутов (их редкий или нерегулярный график, низкая пропускная способность и т.п.);
    • график работы организации предусматривает непрерывность или несколько рабочих смен;
    • предприятие работает круглосуточно или завершает рабочий день после окончания работы общественного транспорта;
    • характер работы не позволяет сотрудникам пользоваться общественным транспортом без соответствующей обработки (например, на строительной площадке, не оборудованной душевыми, рабочие не могут переодеться, а в загрязненной одежде ездить в общественном транспорте нельзя).

ВАЖНО! Для обоснования той или иной технологической особенности необходимо документальное подтверждение: утвержденным графиком работы организации с указанием часов каждой смены, технологической картой, справкой о движении общественных маршрутов от местных властей.

  • Работодатель прописал обязанность по доставке в трудовом или коллективном договоре с сотрудниками. Если производственной необходимости доставки при этом нет, то нужен будет персональный учет доставляемых работников с целью удержания с них НДФЛ и страховых взносов (поскольку, не тратясь на доставку, они получают определенный дополнительный доход).
  • К СВЕДЕНИЮ! Министерство финансов РФ настаивало на одновременном соблюдении обоих условий, но сложившаяся судебная практика утвердила обоснованность исключения трат на доставку из расчетов налога на прибыль при наличии хотя бы одного из этих факторов. Все же работодателю рекомендуется не пренебрегать внутренним правовым обоснованием доставки своего персонала и его соответствием технологическим характеристикам.

    Налоговый учет трат на доставку персонала

    Рассмотрим две основные формы организации доставки: использование собственного (арендованного) транспорта фирмы и услуги других организаций. Как в этих случаях нужно учитывать налоговые платежи?

    Доставка ведомственным транспортом

    Проанализируем учет затраченных средств по основным налогам и сборам:

    • при уплате налога на прибыль расходы нужно учесть как материальные затраты (на топливо, горюче-смазочные материалы, запчасти и т.п.), оплату труда (должности водителя), списания по амортизации основного средства (если транспорт является собственностью фирмы) или арендный платеж (в случае аренды транспорта);
    • налогообложение работодателей на УСНО предусматривает учет этих затрат таким же, как и на других налоговых системах;
    • начисление НДС не происходит, поскольку эти траты вычитаются при учете налога на прибыль, то же касается входного НДС на запчасти, топливо и ГСМ, а также на аренду;
    • НДФЛ не начисляется;
    • страховые взносы не начисляются.

    ВНИМАНИЕ! Причина неначисления НДС и страховых взносов – в том, что нет трат в пользу конкретных сотрудников, а также существует производственная необходимость в указанных расходах.

    Доставка договорной транспортной компанией

    Основные налоги и сборы будут немного отличаться от отраженных затрат по доставке транспортом фирмы:

    • при налоге на прибыль траты следует учесть как «прочие расходы»;
    • НДС принимается к вычету (имеется в виду входной налог на добавленную стоимость, начисляемый на услуги по договору с транспортной компанией);
    • НДФЛ и страховые взносы также не начисляются.

    Отражение доставки персонала в бухучете

    С точки зрения бухгалтера, данные траты – это расходы по «прочим видам деятельности». Их можно отражать по дебетам таких счетов:

    • 20 «Основное производство»;
    • 25 «Общепроизводственные расходы»;
    • 26 «Общехозяйственные расходы»;
    • 44 «Расходы на продажу».

    Эти счета в зависимости от компании-собственника транспортных средств могут корреспондировать:

    • при оказании услуг сторонней организацией – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
    • при использовании собственного автопарка – счета 02 «Амортизация основных средств»; 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    Учет затрат по доставке работников к месту работы и обратно

    Расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно можно считать экономически обоснованными, если необходимость в организации привоза персонала зафиксирована трудовым или коллективным договором.

    Расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно можно считать экономически обоснованными и производственно важными, если необходимость в организации привоза персонала зафиксирована трудовым или коллективным договором.

    Зачастую неизбежность доставки работников к месту работы продиктована удаленностью офисов от населенных пунктов, отсутствием или недостаточностью рейсов общественного транспорта.

    Если работодатель в таких случаях организовывает развоз сотрудников, эту обязанность нужно прописать в трудовом либо коллективном договоре, чтобы обосновать экономическую предрасположенность произведенных «доставочных» затрат.

    В судебной практике встречаем следующие доводы «за»: если доставка работников к месту выполнения работ является обязанностью фирмы и необходимым условием исполнения работ по договору, сопряженные с этим затраты правомерно учитываются в расходной части при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 № А27-11302/2012).

    Что касается включения стоимости проезда работников на служебном транспорте к месту работы и обратно, данные суммы не признаются доходом сотрудника и не облагаются НДФЛ.

    Главное, чтобы осуществление перевозки сотрудников служебным автотранспортом к месту работы и обратно было закреплено в коллективном договоре.

    Даже в том случае, если служебная перевозка организована по маршрутам, по которым осуществляется движение транспорта общественного пользования, если его рейсы не позволяют обеспечить доставку работников к месту работы и обратно к установленному режимами работы времени.

    Ведь в таком случае перевозка персонала общественным транспортом не может обеспечить производственные потребности компании.

    А в постановлении ФАС Центрального округа от 20.12.

    2011 № А14-12623/2010 правомерность списания издержек по доставке трудящихся была обоснована положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, которые к прочим расходам относят затраты на обеспечение нормальных условий труда работников. Причем подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ перечень прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и (или) реализацией, оставляет открытым.

    Тем более, что потребность доставки работников к месту труда была продиктована отсутствием у месторасположения фирмы маршрутов городского пассажирского транспорта.

    Кроме этого, положение о том, что работникам предоставляется право бесплатного пользования автотранспортом предприятия для доставки к месту работы и обратно по установленным маршрутам, было включено в коллективный трудового договор.

    Следовательно, названные затраты на перевозку персонала являются экономически обоснованными и документально подтвержденными расходами, связанными с производственной деятельностью общества.

    Осуществляя служебную перевозку, организация реализовывала принятую на себя коллективным договором обязанность по предоставлению работникам гарантий (постановление ФАС Центрального округа от 20.12.2011 № А14-12623/2010).

    Обложение НДФЛ стоимости служебного проезда

    Что касается включения стоимости проезда работников на служебном транспорте к месту работы и обратно, данные суммы не признаются доходом сотрудника, так как доставка продиктована удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы. Поэтому стоимость проезда не является объектом налогообложения НДФЛ.

    Источник: https://oooarhimed.ru/dostavka-rabotnikov-k-mestu-raboty-tr/

    Доставка сотрудников на работу

    Многие наблюдали картину, когда в определенном месте люди садятся в ведомственный автобус и едут прямо до ворот проходной. Затраты на такую доставку несет организация. Как их отразить в бухгалтерском учете? Можно ли их учесть при налогообложении прибыли? Возникает ли здесь доход, облагаемый ЕСН и НДФЛ? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

    В назначенный час к условленному месту подъезжает ведомственный автобус, который везет собравшихся людей на работу. Подобная картина встречается довольно часто, не правда ли? Многие компании осуществляют доставку своих работников из пункта сбора до места работы и обратно. При этом принятие предприятием подобного решения может быть обусловлено различными причинами.

    Иногда это связано со спецификой местонахождения и режима работы предприятия. Например, предприятие расположено за городом или в промышленной зоне, куда не ходит общественный транспорт.

    А может, смена у работников начинается или заканчивается в то время, когда общественный транспорт не работает.

    Тогда уж без служебного транспорта не обойтись — иначе многие работники попросту не доберутся до работы.

    В других случаях такая мера не является “жизненной” необходимостью. Просто предприятие заботится о своих работниках, обеспечивая им комфортные условия по пути на работу и обратно.

    Обязанность работодателя по доставке работников до места работы и обратно может быть установлена коллективным и (или) трудовым договором или не предусмотрена таковым (таковыми).

    Чаще всего работники пользуются служебным автобусом бесплатно. В том случае, если организуются специальные маршруты автобусов для доставки работников, с них может взиматься (частично или полностью) плата за проезд.

    Доставка работников может осуществляться собственным автотранспортным средством предприятия или же предприятие может воспользоваться услугами сторонней организации. И в том и в другом случае организация несет затраты.

    В бухгалтерском учете затраты на доставку работников до места работы и обратно, на наш взгляд, всегда отражаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы” в составе расходов по обычным видам деятельности по статье прочие затраты.

    Налог на прибыль

    Расходами организации согласно п. 1 ст. 252 НК РФ признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением расходов, прямо перечисленных в ст. 270 НК РФ.

    В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ предприятие вправе включить расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом:

  1. в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если доставка работников осуществляется в силу технологических особенностей производства;
  2. в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, если обязанность работодателя по оплате проезда работнику установлена трудовым и (или) коллективным договором.

В иных случаях указанные расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Что подразумевается под технологическими особенностями производства, Налоговый кодекс РФ не разъясняет. Учитывая, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, можно трактовать это понятие достаточно широко.

В качестве примера рассмотрим атомную электростанцию. В силу специфики производства АЭС располагается в зоне, безопасной для проживания людей, т.е. на значительном расстоянии от населенных пунктов.

Добраться до нее можно только служебным транспортом или на личном автомобиле.

Поэтому затраты на доставку работников к месту работы и обратно для АЭС обусловлены технологическими особенностями производства.

К числу технологических особенностей можно отнести и непрерывный цикл производства, когда предприятие работает круглосуточно, чаще всего в многосменном режиме.

Причем смена может начинаться или заканчиваться в ночное время, когда общественный транспорт не функционирует. В такой ситуации добраться на работу или с работы можно только личным транспортом или на такси.

Однако далеко не все работники имеют личный автомобиль.

Следовательно, предприятие вынуждено нести затраты по доставке работников на работу и с работы или оплачивать им стоимость проезда на такси.

Данные затраты могут быть квалифицированы как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обоснованность включения этих затрат в расходы может быть зафиксирована в локальном нормативном акте предприятия.

В нем следует указать также время работы служебного транспорта, его маршрут и т.д.

Расходы на доставку работников в иное время (в часы работы общественного транспорта) не могут быть признаны экономически оправданными, а следовательно, предприятие не сможет учесть их для целей налогообложения прибыли (при условии, что они не предусмотрены коллективным и (или) трудовым договором).

А как быть предприятиям, расположенным “на выселках” не в силу требований закона, а исключительно по доброй воле?

Например, организация арендует офис или склад на территории промышленной зоны или в населенном пункте, который не обслуживается городским транспортом. Вправе ли организации относить на расходы затраты на перевозку работников в этом случае?

На наш взгляд, вправе. Ведь организация несет расходы в связи с производственной необходимостью. Следовательно, эти расходы являются обоснованными.

Источник: https://printscanner.ru/dostavka-sotrudnikov-na-rabotu/

Доставка работников к месту работы и обратно трудовой кодекс

Иногда рабочие места находятся довольно далеко от привычных транспортных магистралей, например, работа в загородных промышленных зонах, в пригородных супермаркетах и др.

Случается, что график работы построен таким образом, что сам сотрудник вряд ли успеет добраться к началу рабочей смены или уехать домой после нее.

И, наконец, некоторые компании включают доставку сотрудников на работу в условия трудового и/или коллективного договора.

Помимо правильной и эффективной организации прибытия к месту работы и отбытия с нее, нужно уделить внимание и учету расходов на этот «бонус». Чтобы у налоговых инспекторов не возникло претензий, траты должны быть обоснованы и правильно учтены в бухгалтерском балансе. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Доставка сотрудников к месту работы

Подборка наиболее важных документов по запросу Доставка сотрудников к месту работы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доставка сотрудников к месту работы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Доставка сотрудников на работу служебным транспортом

Здравствуйте. Я работаю воспитателем в гимназии-интернате. Моя работа находится не в городе: гимназия — интернат находится в селе, примерно 33 км от города. Когда я устраивалась на работу, нас возил служебный транспорт.

Теперь служебный автобус возит на работу только учителей, а нам (воспитателям) приходится добираться самостоятельно на работу и с работы. Причем, рейсовые автобусы ходят редко и их приходится долго ждать, т.е.

по окончании рабочего времени приходится еще задерживаться на пару часов до автобуса (или приезжать на работу позже). Администрация аргументирует это тем, что предназначение служебных автобусов только для перевозки детей. Но при приеме на работу (это было очень давно) обещали служебный транспорт.

График работы нам никто менять не собирается, т.к. он зависит от учебного процесса. Законно ли данное решение администрации и есть ли какие статьи и документы, которые могут помочь нам решить этот вопрос в нашу пользу.

Ответы юристов (3)

Наталья, добрый день!

Обещали служебный транспорт каким образом, устно? или в письменном виде? Эти обещания где-нибудь прописаны?

Доставка сотрудников до места работы работодателем может является одной из составляющих социального пакета, которая обычно оговаривается в трудовом договоре, заключаемом при приеме на работу. Так же может быть закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка. Внимательно изучите свой трудовой договор.

В Трудовом кодексе норм об обязанности работодателя обеспечить доставку работников к месту работы нет.

Уточнение клиента

Теперь получается, что обещания были устными, т.к. в новых документах ничего не прописано о доставке сотрудников на работу (а когда они изменились — не известно). А скажите, должны ли в таком случае компенсировать транспортные расходы (билет в автобусе стоит больше чем по городу)?

01 Июня 2017, 10:02

Есть вопрос к юристу?

О язанности доставки на уровне ТК РФ нет. Смотрите трудовой договор

ТК РФ, Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 22 ТК РФ

Работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

Источник: https://manych.ru/5441-dostavka-rabotnikov-k-mestu-raboty-i-o

Доставка рабочих к месту работы

Разбhеремся, в каких случаях предприятию необходимо организовывать служебную разводку. Иногда она является обязательным условием для работы компании. Обоснованием для доставки сотрудников может быть:

  • непрерывный цикл производства;
  • удаленность компании от населенного пункта;
  • отсутствие возможности прибыть на рабочее месте общественным транспортом;
  • многосменный график работы;
  • начало или завершение рабочего дня рано утром или ночью.

Цена на развозку рабочих от: 4000** руб.

Shen Long HIGER KLQ6129 HYUNDAI Universe Space Luxury

Заказ по телефону: +7 (926) 233-3330 Заказать

В остальных случаях доставка сотрудников к месту работы и обратно может быть частью коллективного договора, заключаемого с персоналом. В Москве многие компании, работающие в пределах Садового кольца уже пользуются служебным транспортом.

Это связано с тем, что стоянка в центре столицы по большей части платная, а не все офисы имеют возможность оборудовать собственную парковку.

Владельцы компаний стараются облегчить жизнь персонала, поэтому приобретают транспорт или арендуют его.

Что лучше – собственный транспорт или наемный?

Для доставки сотрудников к месту работы и обратно многие предпочитают использовать автобусы, находящиеся в собственности компании.

Это весьма затратный способ решения проблемы, так как необходимо нести расходы на покупку автобуса, оплату труда водителя и содержания транспорта. Кроме того, возможны сбои в работе служебного транспорта из-за его поломки или нахождении на профилактике.

Позволить себе иметь служебный транспорт могут лишь крупные компании, но и они покупают автобусы не лучшего качества или отслужившие свой ресурс.

Цена на развозку сотрудников от: 5000*** руб.

Автобус Neoplan N116 Cityliner Автобус Youtong ZK6129H Автобус King Long XMQ6129

Срочный заказа: +7 (926) 233-3330 Заказать

Доставка сотрудников на работу ежедневно и без проблем возможна, если вы закажете эту услугу в транспортной компании. «Повозкин» имеет свой автопарк, в котором всегда найдется автобус для выполнения трансфера.

Кроме того, в этой компании работают квалифицированные водители, не опаздывающие и не курящие в салоне.

Для выполнения регулярных рейсов вам не придется искать работников гаража – эту работу возьмет на себя транспортная компания.

Арендованный транспорт обойдется вам дешевле, чем содержание собственного. Для покупки нового автобуса вам потребуется затратить несколько миллионов, что является совершенно неподъемной суммой для большинства компаний. Гораздо проще заключить договор на обслуживание и забыть о проблеме служебного транспорта.

(*) — стоимость указана до 20 человек.(**) — стоимость указана до 30 человек.

(***) — стоимость указана до 50 человек.>Доставка сотрудников на работу